Сочинение гаев в пьесе вишневый сад (образ и характеристика)

Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)

Привычка жить трудами других, ни о чем не заботясь, сделала Раневскую и Гаева людьми неприспособленными к какой-либо серьезной деятельности, безвольными и беспомощными.

Раневская, внешне обаятельная, добрая, простая, является в своей основе олицетворением легкомыслия. Она искренне обеспокоена неустроенностью своей приемной дочери Вари, жалеет верного слугу Фирса, запросто целует после долгой разлуки горничную Дуняшу. Но ее доброта — результат изобилия, созданного не своими руками, следствие привычки тратить деньги не считая.

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев. И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле» .

Гаев откровенно смешон в своих попытках жить так, будто ничего не переменилось, будто не проел он на леденцах состояние. Говорит он почти всегда невпопад, произносит бессмысленные бильярдные термины, напоминающие времена его веселой молодости. Гаев жалок со своими пустыми высокопарными речами, с помощью которых он пытается возродить привычную атмосферу прежнего благополучия.

У брата и сестры все уже в прошлом. Но Гаев и Раневская все-таки чем-то нам симпатичны. Они способны чувствовать красоту, и сам вишневый сад воспринимают главным образом эстетически, а не утилитарно — как источник ягод, которые можно использовать в пищу или продать, либо как большой участок земли, имеющий опять-таки коммерческую ценность.

В пьесе есть элегическое настроение, грусть расставания с отживающим прошлым, в котором много было плохого, но было и хорошее. Вместе с тем это своеобразная чеховская лирикосатирическая комедия, которая с некоторым лукавым добродушием, но все же достаточно сурово, с чеховской трезвостью и ясностью, посмеивается над уходящим с исторической сцены дворянством.

Критика, откликнувшаяся на постановку пьесы в Художественном театре, расценила ее как окончательный приговор дворянскому классу. Один из рецензентов спектакля утверждал, что в «Вишневом саде» поставлен «памятник над могилой симпатичных белоручек, орхидей, отцветших за чужим гробом» , причем «вялое покорство и кроткость их наполняет сердце ужасом и жалостью» .

На смену таким, как Гаев и Раневская, приходят совершенно иного склада люди: сильные, предприимчивые, ловкие. Одним из таких людей является другой персонаж пьесы Лопахин.

Источник: https://present5.com/obrazy-ranevskoj-i-gaeva-v-pese-a-p/

Гаев

Персонаж пьесы Антона Чехова «Вишневый сад». Брат главной героини, Любови Андреевны Раневской.

История создания

Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)Антон Павлович Чехов

Антон Чехов закончил работать над пьесой «Вишневый сад» в 1903 году, и уже на следующий год пьеса была впервые поставлена знаменитыми режиссерами Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко в Московском художественном театре. Роль Гаева в этой первой постановке сыграл сам Станиславский, а роль Любови Раневской исполнила супруга Чехова, актриса Ольга Книппер-Чехова.

Замысел и первые наброски пьесы датируются 1901 годом. «Вишневый сад» стала последней пьесой, написанной Чеховым. Драматург умер через год после того, как закончил работу над этим произведением.

Пьеса «Вишневый сад»

Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)Внешность Гаева из пьесы «Вишневый сад»

Леонид Андреевич Гаев — брат главной героини пьесы Любови Раневской. Это человек в летах, однако оторванный от действительности. Гаеву 51 год, герой любит сладкое, любит хорошенько выпить и плотно перекусить, ужасно много говорит и сказанное им часто оказывается некстати. Герой ведет себя глупо и осознает это, однако, как и Раневская, не в состоянии с собой справиться. Дочери Раневской, племянницы Гаева, постоянно советуют дяде молчать, но тот не внимает этим советам.

По происхождению Гаев — помещик, однако все состояние герой, по собственному выражению, «проел на леденцах». Герой любит произносить торжественные речи по любому поводу. Как-то раз Гаев обращает речь даже к книжному шкафу. Герой обожает бильярд, и термины, связанные с этой игрой, часто проскальзывают в его речи.

Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)Любовь Андреевна Раневская

Гаев необыкновенно ленив. Герою досталось место в банке, где тот сможет получать шесть тысяч дохода в год, но окружающие не верят, что герой оценит такой подарок судьбы и удержится на этом месте.

Старый лакей Фирс до сих пор ухаживает за Гаевым так, будто тот — ребенок, а купец Лопахин со свойственной тому грубостью называет Гаева «бабой» и считает героя странным и легкомысленным человеком.

Однако родные, при всех недостатках Гаева, относятся к тому с любовью.

Как и сестра, Гаев отвергает идею Лопахина вырубить вишневый сад и отдать землю в аренду, чтобы заработать денег, выплатить долги и спасти таким способом имение. Герой согласен с Раневской в том, что «дачи и дачники — это пошло», и строит эфемерные планы занять денег на выкуп сада у некоей тетушки-графини или отдать племянницу Аню замуж за богатого господина, который выплатит долги.

Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)Любовь Раневская и Ермолай Лопахин в театре

Гаев дает Раневской обещание, что имение не будет продано с торгов за долги, однако ничего не предпринимает для того, чтобы это обещание выполнить. В конечном счете имение Раневской покупает на аукционе купец Лопахин, Ганев, Раневская, дети и слуги уезжают оттуда опечаленные, а вишневый сад вырубают. Дальнейшая биография героя неизвестна.

Гаев и его сестра трогательно привязаны к вишневому саду, который воплощает для обоих лучшие моменты жизни, молодость и счастье. Образы Гаева и Раневской в пьесе представляют отжившее прошлое, которое уступает место настоящему, воплощенному в образе практичного купца Лопахина.

Экранизации и постановки

Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)Иллюстрация к книге «Вишневый сад»

В 1981 году британский режиссер Ричард Айр снял драматический фильм «The Cherry Orchard» по мотивам пьесы Антона Чехова «Вишневый сад». Роль Леонида Гаева в этой экранизации сыграл актер Фредерик Тревес. Сестру героя Любовь Андреевну Раневскую сыграла актриса Джуди Дэнч, известная по роли М в серии фильмов о Джеймсе Бонде.

До этого Джуди Дэнч уже однажды снималась в экранизации «Вишневого сада». Это был фильм 1962 года, и актриса исполнила там роль Ани — младшей дочери Раневской. Образ Гаева в этой версии воплотил сэр Артур Джон Гилгуд, знаменитый исполнением шекспировских ролей, в том числе и в кино.

В 1999 году вышла еще одна экранизация, на этот раз совместного греко-французского производства. Режиссером и автором сценария стал греческий режиссер Михалис Какоянис. Роль Гаева исполнил британский актер Алан Бейтс. Съемки фильма проходили в Болгарии.

Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)Алан Бейтс в фильме «Вишневый сад»

В 2008 году вышла российская экранизация «Вишневого сада» в жанре комедии с элементами фарса и итальянского площадного театра. Фильм снял режиссер Сергей Овчаров. Роль Гаева исполнил актер Дмитрий Поднозов.

Пьеса неоднократно ставилась в театрах по всему миру. В Британии в 2009 году «Вишневый сад» поставил лондонский театр «The Old Vic» в обработке знаменитого драматурга и режиссера Тома Стоппарда. В 2016 году пьеса была сыграна на сцене Театра Ю в Калифорнии, США. Режиссером стал Даниэль Хейфец.

Цитаты

Источник: https://24smi.org/person/6268-gaev.html

Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Чехов

В образе Гаева Чехов показал дворянскую жизнь того времени с ее нравами, привычками и взглядами.

Гаев – брат Раневской. Ему 51 год, но до сих пор он не имеет семьи, отдав предпочтение одиночеству. В его понимании семья вовсе не нужна, лучше жить для себя, ни в чем себе не отказывая. Так и ведет он праздный образ жизни, посещая клубы и играя в бильярд. Сорить деньгами – это его удел. Обвиняя сестру в расточительстве, ему стыдно признаться, что и он таков.

Имение помещика совсем пришло в упадок, но это не дает ему сил справиться с обрушившимися на их род бедами, хотя он пытается. Постоянно одалживает деньги, чтобы хоть как-то держаться на плаву и гасить долги.

Он мечтателен. По его понятиям можно выдать удачно замуж Аню и получить с этого деньги для спасения имения, или же получить деньги от тети с Ярославля.

Но он не находит выхода из сложившейся ситуации, что говорит о слабоволии.

Гаев очень ленивый, что можно заметить по отношению к нему слуги. Фирс заботиться о нем, как о малом ребенке, одевает, сдувая с него пылинки, и даже ко сну отправляет под присмотром.

Фирс очень любит хозяина, который не может ответить тем же, когда продают имение. Гаев забывает о старом слуге, бросая его в проданном поместье.

Совершенно ничего не делая по ведению хозяйства, он полностью полагается на своих племянниц

О прошлом Леонида Андреевича мы мало что узнаем. Он образован, умеет красиво говорить. Его красноречие и пустословие порой раздражают присутствующих и они просят его помолчать. Окружающие его недолюбливают, даже лакей пренебрежителен к хозяину, и только племянница Аня верит дяде.

Гаев до конца не осознает, что имение рушится. Он отказывается принять предложение Лопахина разбить вишневый сад на участки, чтобы сдать их в аренду. Его слабоволие и пустая надежда на то, что имение можно спасти, что кто-то оплатит долги, берет верх и приводит к продаже имения. Таким образом, он не выполнил данное сестре обещание спасти родовое поместье.

Леонид Андреевич любит и сестру и племянниц, но так и не может стать для них опорой в жизни. Как и сестра, он очень любит вишневый сад, тоскует по случившемуся, переживает, что нужно будет покинуть имение, а после торгов даже прослезился. Но эти его чувства неглубоки, ибо, услышав шум бильярда, он тотчас забывает о своих переживаниях.

Так, в образе Гаева, автор показал всю несостоятельность аристократии, как класса. Гаев – это символ прошлого России, на смену которому грядут новые порядки.

Другие темы: ← Дуняшя в произведении Вишневый сад↑ ЧеховАня Раневская в пьесе Вишневый сад →

`

Популярные сочинения

  • Страница моего дневника, один школьный день сочинение (4, 7 класс) Дорогой дневник, сегодня понедельник. Снова началась очередная учебная неделя. Я болела целую неделю и сегодня мой первый день в школе после больничного.
  • Сочинение Грушницкий в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий играет важную роль, он помогает выразить характер главного героя Печорина более точно. Первый раз он предстаёт перед читателем в главе «Княжна Мэри»
  • Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского В романе «Преступление и наказание» действует множество женских образов, которые отражают различные черты характера главного героя.

Юная героиня произведения

В пьесе «Вишнёвый сад» Аня — второстепенный персонаж, но без неё не получилось бы донести задуманный смысл и подтекст о надеждах автора на возрождение новой России, об отмене крепостного права.

Аня Раневская, характеристика которой разнится у читателей и самого автора, в пьесе — семнадцатилетняя девушка, добрая и мечтательная. Симпатичная, худенькая, со звонким смехом.

Очень любит мать, обедневшую аристократку. Это в тексте проявляется в момент, когда продали сад, а девушка нежно успокаивала свою родительницу. Со старшей сводной сестрой Варей у Ани также тёплые отношения. Наивна, проста, Аннушка обожает жизнь. Так, например, она с восхищением рассказывает своей сестре о полёте на воздушном шаре в Париже.

Девушка провела некоторое время заграницей вместе со своей матерью, Любовью Раневской. Её гувернантка Шарлотта, в прошлом цирковая актриса, не могла дать всех необходимых знаний. Анна сама читала книги и старательно училась. Чтение помогало формировать объективный взгляд на разные вещи.

Например, отношение девушки к обожаемому в детстве вишнёвому саду меняется. В конце пьесы девушка признаётся, что не чувствует к саду такой привязанности, как ранее. Ведь он был посажен крепостными людьми. Девушка мечтает о новой жизни. Вместе с Петром, который и внушает ей мысли о свободе, они планируют посадить сад своими руками.

Читайте также:  Сочинение-описание картины масленица кустодиева (7 класс)

Цитата из пьесы, реплика Анны: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде?» Ведь сначала любила Аня вишнёвый сад, характеристика девушки показывает её привязанность к природе и то, как тонко она чувствует всё прекрасное.

В Аннушке сохранились детская непосредственность, умение радоваться жизни и чувствительность, а также присутствует желание жить свободно и по-новому.

Некоторая беспечность, присущая Ане, была унаследована от матери, которая не понимала своего бедственного положения и продолжала расточительную жизнь. Девушка — словно большой ребёнок. Но жизненные обстоятельства сталкивают её с проблемами, решение которых иногда не под силу и взрослым.

Вариант №2

Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» — одно из лучших произведений русской литературы. В ней изображено столкновение двух эпох: прошлое страны и ее будущее.

В центре сюжета находится судьба прекрасного вишневого сада, а его хозяева, то есть главные герои, никак не могут принять печальную действительность – у них недостаточно сил, чтобы сохранить право собственности на свое имение.

Но в комедии есть множество и второстепенных персонажей, которые несут в себе более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Такими являются Аня и Петя Трофимов.

Аня – это дочь хозяйки, Раневской. Любовь Андреевна, в отличие от дочери, слабохарактерная и ветреная женщина, а Петя – бывший учитель ее погибшего сына. Эти второстепенные герои не являются прямыми владельцами вишневого сада, да и к тому же они вовсе не заинтересованы в его судьбе. Тем самым Чехов изображает из внутреннего отсутствия привязанности к прошлому.

Раневская наоборот только и живет воспоминаниями о детстве, проведенном в имении, поэтому прекрасный сад ей очень дорог. Таким образом, автор иллюстрирует столкновение прошлого и будущего, старшего поколения и молодого. Молодое поколение более свободно внутренне, так как не имеет своих «корней» в земле, привязанности к тому или иному месту.

Аня слепо верит Пете, его свободолюбивым речам, почти революционным идеям, мечтам о новых преобразованиях. Тем не менее, автор относится к молодым людям отнюдь не благосклонно. Дело в том, что дочь хозяйки еще совсем не повидала жизнь (ей всего семнадцать лет), она не может трезво оценивать идеи своего оппонента.

Аня – ведомый человек, но при этом конкретной цели у нее нет. Здесь проявляются обыденные впечатления и максимализм, свойственные для большинства молодых людей. Петя Трофимов гораздо старше ее, но остается «вечным» студентом. В отличие от Ани, у молодого человека есть конкретные цели, идеи, мечты, но нет внутренней силы.

Поэтому все его речи пустословные и неопределенные. Петя ничего не предпринимает для того, чтобы реализовать свои идеи и мечты.

Таким образом, Чехов в своем произведении осуждает не только «спящее» старшее поколение, которое буквально застряло в своих воспоминаниях и привязанностях, но и молодое.

Оно, хоть и полное вдохновения и решительности, в силу своей неопытности не может прийти к конкретному результату.

Аня и Петя олицетворяют именно будущее, ведь оно, в отличие от настоящего, очень туманно, непонятно для людей.

Пьеса «Вишневый сад»

Иллюстрация к пьесе «Вишневый сад»

Поклонник крепостничества, старый Фирс демонстрирует неразрушимую, веками лелеемую связь слуги и барина. Отмена привычной кабалы разрушает его жизнь, так как теперь он становится лишним и ненужным в обществе, где еще недавно на него опирался весь быт.

Поэтому вокруг мужчины царит непонятный ему хаос. Фирс выступает своеобразным хранителем семейного гнезда, следит за хозяйством, остается нянькой для выросших на его глазах барчуков, продолжая следить за их внешним видом.

Несмотря на отстраненность от жизненных реалий, Фирс сохраняет способность рационально мыслить.

Привязанность к хозяевам связана у героя с искренними переживаниями, так как он потратил на них свою жизнь. Поэтому он трогательно плачет при встрече с Раневской и продолжает оправлять одежду Гаева.

Оставшись в запертом на зиму доме, перед смертью Фирс не думает о своих нуждах, хотя к этому располагает обретенная свобода. Его больше волнует то, как чувствуют себя его подопечные, которые забыли о нем.

Раневская и Гаев

Контрастно выглядит непутевый франт Яша, состоящий при недалекой барышне Раневской, на фоне основательного Фирса. Старик погибает без внимания, потому что до него никому нет дела, хотя окружающие видят его состояние.

Чехов проводит своеобразные параллели между хозяевами и слугами. В сравнении с Дуняшей и Яшей, копирующими нравы господ, Фирс олицетворяет качества, которых не хватает нынешним дворянам. Мудрый, верный своему делу и дорогим людям, преданный и добрый Фирс вызывает уважение автора и читателя.

Духовный наставник Анны

Образ Ани в пьесе «Вишнёвый сад» схож в какой-то мере с Петром Трофимовым, бывшим учителем её утонувшего брата. Брат погиб, едва достигнув семилетия, но Пётр так и остался в имении Раневских.

Они с Анной были очень дружны, но о романтических чувствах речь не шла. Хотя некоторые критики полагали, что так считал только Пётр, постоянно повторявший: «Мы выше любви».

Аня никогда не говорила об отсутствии чувств.

Но всё же их множественные беседы о счастье, свободе и их общие мечты указывают на особую близость между этими людьми. В пьесе Чехов не пишет содержание их разговоров, но общие надежды прослеживаются:

  • счастливые и радостные окружающие;
  • новый сад;
  • вечерние прочтения книг в тёплом, уютном домике.

Аней оставалось незамеченным то, что Пётр был далёк от действительности. Его воображаемое будущее было туманно. Но увлечённая девушка не боится перемен и готова к учёбе, экзаменам.

Её неуёмная энергия и подвижность, как считал автор произведения, как раз и нужны таким людям, как Трофимов, вечным студентам, у которых больше разговоров, чем реальных действий.

Гаев и Лопахин — антиподы

Роль Лопахина в сочинении Чехова чётко определена. Он представляет новую буржуазию. А Гаев вызвал большие разногласия в обществе. Многие дворяне были обижены тем, как безволие и инфантилизм одного человека переносится на всё сословие сразу. Они не признали в Гаеве своего представителя. Гаев и Лопахин противоположны во всём:

  1. Лопахин необразован, плохо пишет, с трудом читает. По речи Гаева видно, что он получил хорошую подготовку, да и работу ему предлагают в банке. Значит, знания у него есть.
  2. Лопахин всё время в делах. Он постоянно следит за временем, не может без работы, не знает, что «делать с руками». Гаев оживляется, только когда речь заходит о биллиарде. Для него это единственное привлекательное занятие.
  3. Лопахин создал себя сам. Отец его ничему не учил, а только «бил спьяна». За Гаевым же до сих пор ухаживает слуга Фирс, подаёт пальто. «Опять не те брючки одели», — говорит он своему пятидесятилетнему барину.
  4. Лопатин обязателен, дело для него прежде всего, он едет в Харьков, хотя больше всего хочет остаться рядом с только что вернувшейся Раневской. А Гаев раздаёт пустые обещания, он клянётся Ане не допустить продажи родового имения, хотя всем и ему самому ясно, что удержаться на плаву не удастся, и всё пойдёт с молотка.

Лопахин, по мнению Гаева, «кулак и хам», но он оказывается выше инфантильного барина и по душевным качествам, и по способности к ведению дел.

Становится понятно, что при таком созерцательном отношении к жизни, неумении позаботиться о себе даже в малой степени бывшие помещики вряд ли смогут найти место в изменившихся условиях, у них нет будущего.

По мнению Лопатина, Гаев и в банке долго не удержится, «слишком ленив».

Взаимоотношения с сестрой

Если Аня была наивной, простой девушкой, непосредственной, как ребенок, то Варя была строгой, требовательной к себе и окружающим. Но обеим сестрам пришлось повзрослеть быстрее, чем их сверстницам такого же дворянского происхождения. Варе пришлось ухаживать и следить за порядком в имении, пока мать и сестра были в Париже.

Ане пришлось заботиться о своей матушке, следить за тратами денег. Несмотря на свой юный возраст, девушка уже думала о том, как экономнее распоряжаться деньгами. Но если Варю эти заботы сделали еще более строгой, то Аня сумела сохранить свою детскую непосредственность и простоту.

Характеристика персонажа

(Трофимов — В. И. Качалов, Аня — М. П. Лилина, Московский Художественный театр, 1904)

Мать Ани после смерти своего мужа и семилетнего сына, пять лет жила в Париже. Принимала гостей, и легкомысленно тратя много денег и пуская все на самотек. Вернувшись в имение, она продолжала устраивать балы и приемы при этом понимает, что живет неправильно, но исправить ничего не может. В итоге Вишневый сад выставили на аукцион и продают за долги.

Видя бедственное положение своей семьи, Аня искренне желает исправить все в лучшую сторону. Но, к большому сожалению, она не знает, что делать со своим желанием, как поступить правильно. Аня находится на распутье: с одной стороны взрослые проблемы, а с другой стороны ее желание оставаться беззаботным ребенком.

Экранизации

Пьеса «Вишневый сад» востребована среди театральных постановщиков. Каждый режиссер рано или поздно обращается к творчеству Чехова, таящему в себе идеи, актуальность которых не теряется с течением времени.

Философия драматурга интересна и кинопостановщикам, поэтому произведение часто экранизируют. «Вишневый сад» можно было увидеть на экранах с 1936 года. Первым режиссером, обратившим внимание на пьесу, стал Тиэко Хагиясяма.

Затем коллеги из Британии и Германии предлагали вниманию публики многосерийные телевизионные проекты по мотивам пьесы.

Первые полнометражные работы по мотивам произведения Чехова появились во второй половине 20 века.

Игорь Ильинский в роли Фирса (кадр из фильма «Вишневый сад»)

Актер Игорь Ильинский воплотил образ старого камердинера в картине 1983 года. Он же выступил режиссером фильма. Пол Карран сыграл роль слуги в ленте 1991 года.

Александр Граве выступил в образе Фирса в ленте 1993 года Анны Чернаковой «Вишневый сад. Фантазии на тему». В фильме Михалиса Какояниса 1999 года Фирса сыграл Майкл Гоф.

Игорь Ясулович изобразил камердинера Гаева и Раневской в картине «Сад» Сергея Овчарова, снятой в 2008 году.

Выводы

Краткая характеристика Ани из «Вишневого сада» раскрывает героиню как простую, непосредственную и по-детски наивную девушку. Ее жизненные взгляды еще не сформировались, но Петр Трофимов оказал большое влияние на становление ее личности. Аня задумалась о том, как устроено общество, как важно заниматься трудом и учиться.

Девушка была мечтательницей, и, несмотря на трудности, с которыми столкнулась ее семья из-за разорения, она не перестала верить в светлое будущее. Только девушка была уверена, что они сами смогут сделать свою жизнь лучше. Это была цитатная характеристика Ани из «Вишневого сада».

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )Сочинение Гаев в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)

Источник: https://memblog.ru/analiz-proizvedenij/sharlotta-ivanovna.html

Образ и характеристика Гаева в пьесе "Вишневый сад" Чехова: описание характера в цитатах

Главная страницаЧехов
Полное имя героя — Леонид Андреевич Гаев:
«…Гаев Леонид Андреевич…»
Гаев — брат Раневской:
«…Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской…

»

  • Гаев — разорившийся помещик:
  • Возраст Гаева — 51 год:
  • Внешность Гаева:
  • Гаев много пьет и много ест:
  • Гаев — болтливый мужчина. Он постоянно говорит глупости:
  • Племянницы Аня и Варя советуют Гаеву побольше молчать:
  • Гаев любит произносить торжественные речи:
Читайте также:  Сочинение феклуша в пьесе гроза (образ и характеристика)

«…Гаев (кладет в рот леденец). Говорят, что я все свое состояние проел на леденцах…»

«…теперь мне уже пятьдесят один год, как это ни странно…»

«…На Гаеве теплое пальто с башлыком*…

»
(*башлык — тёплый головной убор с длинными концами, надеваемый поверх шапки)
«…Зачем так много пить, Леня? Зачем так много есть?..»

«…Зачем так много говорить? Сегодня в ресторане ты говорил опять много и все некстати…»
«…

В самом деле, это ужасно! Боже мой! Боже, спаси меня! И сегодня я речь говорил перед шкафом… так глупо! И только когда кончил, понял, что глупо…»

«…но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать…» «…Правда, дядечка, вам надо бы молчать. Молчите себе, и все…»
«…Если будешь молчать, то тебе же самому будет покойнее…»
«…Вы, дядечка, молчите…»

«…

Покидая этот дом навсегда, могу ли я умолчать, могу ли удержаться, чтобы не высказать на прощанье те чувства, которые наполняют теперь все мое существо…»Гаев любит леденцы. Он их ест постоянно:
«..(Кладет в рот леденец.)..» «…я убежден… (Кладет в рот леденец.)..»

  1. Гаев любит играть в бильярд.

    Он все время произносит разные термины из бильярда:

  2. Гаев — уважаемый человек. Его все любят (по словам его племянницы Ани):
  3. Гаев — ленивый человек:

«…Ложитесь. От двух бортов в середину! Кладу чистого…»
«…Круазе в середину, белого дуплетом в угол…»

«…Я верю тебе, дядя. Тебя все любят, уважают…»

«…Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год… Только ведь не усидит, ленив очень…»

Слуга Фирс ухаживает за Гаевым, как за маленьким ребенком:
«…Ты уходи, Фирс. Я уж, так и быть, сам разденусь…»

Лопахин считает Гаева «бабой»:

«…Баба вы!..»

Гаев — легкомысленный и неделовой человек:
«…Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал…»
Гаев — непрактичный человек. Он считает, что продавать вишневый сад — это пошло:
«…Любовь Андреевна. Дачи и дачники – это так пошло, простите.
Гаев. Совершенно с тобой согласен…»

Гаев ничего не делает, чтобы спасти вишневый сад:

«…Хорошо бы получить от кого‑нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки‑графини. Тетка ведь очень, очень богата…»

Гаев клянется, что имение не будет продано, но не выполняет свое обещание:

«…Проценты мы заплатим, я убежден… (Кладет в рот леденец.) Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!..»
В своих письмах к близким Чехов неоднократно комментирует пьесу «Вишневый сад» и ее героев. В одном из писем Чехов дает очень краткую характеристику Гаеву. Он называет его просто — аристократом:
«…Скажи Вишневскому играть он будет аристократа…» (письмо к О. Л. Книппер от 12 октября 1903 г.)

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/03/gaev-vishnevyj-sad-harakteristika-obraz.html

Характеристика Гаева в пьесе “Вишневый сад”

Место Гаева в системе образов произведения Особенности характера Гаева Гаев как заключительная ступень эволюции дворянства в творчестве А. П. Чехова

Место Гаева в системе образов произведения

Для понимания восприятия Чеховым дворянства необходимо рассматривать и характеристику Гаева в пьесе “Вишневый сад”, брата главной героини, практически двойника Раневской, однако менее значительного. Поэтому в списке действующих лиц он обозначен “братом Раневской”, хотя он старше ее и имеет столько же прав на имение,

как и сестра.

Гаев Леонид Андреевич-помещик, “проевший состояние на леденцах”, ведущий праздный образ жизни, но ему странно, что сад продают за долги. Ему уже 51 год, но у него нет ни жены, ни детей. Он живет в старом имении, которое разрушается у него на глазах, под опекой старого лакея Фирса.

Однако именно Гаев все время пытается занять у кого-нибудь денег, чтоб покрыть хотя бы проценты по долгам и своим и по сестриным.

А его варианты погашения всех кредитов больше похожи на несбыточные мечты: ” Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать

в Ярославль и попытать счастья у тетушки-графини…”

Образ Гаева в пьесе “Вишневый сад” стал карикатурой на дворянство в целом. Все отрицательные стороны Раневской нашли более уродливое отношение в ее брате, тем самым еще более подчеркивая комизм происходящего. В отличии от Раневской, описание Гаева в основном находится в ремарках, которые раскрывают его характер через действия, в то время как персонажи крайне мало говорят о нем.

Особенности характера Гаева

О прошлом Гаева рассказывается очень мало. Но понятно, что он человек образованный, умеющий обличать свои мысли в красивые, но пустые речи.

Всю жизнь он прожил в своем имении, завсегдатай мужских клубов, в которых предавался своему любимому занятию-игре в бильярд. Все новости он приносил именно оттуда и там же получил предложение стать служащим банка, с годовым окладом в шесть тысяч.

Однако для окружающих это было очень удивительно, сестра говорит: ” Где тебе! Сиди уж…”, сомнение высказывает и Лопахин: “Только ведь не усидит, ленив очень…”. Единственным человеком, который верит ему, является его племянница Аня ” Я верю тебе дядя!”.

Чем же вызвано такое недоверие и в чем-то даже пренебрежительное отношение со стороны окружающих? Ведь даже лакей Яша показывает свое неуважение к нему.

Как уже было сказано, Гаев – пустослов, в самые неподходящие моменты он может пуститься в разглагольствования, так, что все окружающие просто теряются и просят его молчать. Леонид Андреевич и сам это понимает, но это часть его натуры. Так же он очень инфантилен, не способен отстаивать свою точку зрения, да и сформулировать ее толком не может.

Ему так часто нечего сказать по существу, что постоянно звучит его любимое слово ” Кого” и появляются совершенно неуместные бильярдные термины.

Фирс до сих пор ходит за своим хозяином как за малым дитем, то с брючек пыль стряхивает, то несет ему теплое пальто, и для пятидесятилетнего мужчины ничего зазорного в такой опеке нет, даже спать он идет ложиться под чутким взором своего лакея. Фирс искренне привязан к хозяину, но даже Гаев в финале пьесы “Вишневый сад” забывает про своего преданного слугу.

Он любит своих племянниц и свою сестру. Вот только стать главой семьи, в которой он остался единственным мужчиной, так и не смог и помочь никому он не может, так как ему это в голову даже не приходит. Все это показывает, насколько неглубоки чувства этого героя.

Для Гаева вишневый сад значит так же много, как и для Раневской, но, как и она не готов принять предложение Лопахина.

Ведь разбить имение на участки и сдавать в аренду “пошло”, во многом по тому, что это приблизит их к таким дельцам как Лопахин, а для Леонида Андреевича это недопустимо, так как он считает себя истинным аристократом, поглядывая свысока на таких вот купцов.

Вернувшись в подавленном состоянии с аукциона, на котором было продано имение, у Гаева на глазах лишь слезы, и едва услышав удары кия об шары, они высыхают, еще раз доказывая, что глубокие переживания ему попросту не свойственны.

Гаев как заключительная ступень эволюции дворянства в творчестве А. П. Чехова

Гаев замкнул цепь, состоящую из образов дворян, созданных Чеховым на протяжении всей творческой жизни. Он создал “героев своего времени”, аристократов с прекрасным образованием, не способных отстаивать свои идеалы, и именно эта слабость позволила занять господствующее положение таким, как Лопахин.

Для того, что бы показать насколько обмельчали дворяне, Антон Павлович максимально занизил образ Гаева, доведя его до карикатуры. Многие представители аристократии очень критично отнеслись к такому изображению своего класса, обвиняя автора в незнании их круга.

Но ведь Чехов и хотел создать даже не комедию, а фарс, что у него с успехом получилось.

Рассуждения об образе Гаева и описание особенностей его характеры может быть использована учениками 10 классов во время написания сочинения на тему “Характеристика Гаева в пьесе “Вишневый сад””.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/xarakteristika-gaeva-v-pese-vishnevyj-sad/

Сочинение на тему: ОБРАЗ РАЯ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»

Самое страшное в жизни — это быть счастливым в прошлом.

Вольтер

В большинстве религий, у большинства народов есть понятие рая — места, куда попадают души тех, кто жил в соответствии с религиозными заповедями. Но для большинства людей это понятие гораздо шире и не связано со смертью. Что же мы называем раем?

Иногда мы можем слышать фразы: райское место, райское удовольствие, рай земной. Все эти выражения касаются положительных эмоций — счастья, радости, наслаждения.

Чаще всего рай ассоциируется именно со счастьем. Но у каждого человека есть о нем собствен­ное представление, непохожее на остальные.

А значит, и рай для каждого свой, часто непонятный больше ни­кому, нелогичный с точки зрения окружающих.

Для Раневских и Гаева, главных героев пьесы А. П. Че­хова, рай — это их имение и огромный, старый вишне­вый сад, знаменитый на весь уезд, упомянутый даже в «Энциклопедическом словаре».

Он составляет все их имущество и всегда приносил семейству доход: раз в два года давал огромный урожай вишни, которую «сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало, суше­ную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков.

Денег было!» — вспоминает старый лакей Фирс.

Но в этом ли главная причина такой любви Гаева и его сестры к старому саду? Скорее, только косвен­ная. Здесь, в имении, они провели детство, которое благодаря материальному благополучию, обеспеченно­му садом, было счастливым и беззаботным, именно та­ким, какое вспоминают как самое лучшее, райское вре­мя жизни. Здесь же прошла и их юность, произошли наиболее значимые события их жизни.

Как мила Гаеву атмосфера родного дома! «А здесь пачулями пахнет», — умиляется и удивляется он. А сто­летие книжного шкафа для него — событие, достойное торжественной речи. «Приветствую твое существование, которое вот уже более ста лет было направлено к свет­лым идеалам добра и справедливости», — со слезами в голосе поздравляет он неодушевленный предмет.

Для Любови Андреевны Раневской сад ценен вос­поминаниями.

«Детская, милая моя, прекрасная ком­ната… Я тут спала, когда была маленькая…» — вспо­минает она, а выглянув в окно, смеется от радости: «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье!» Конечно, вспоминается не только хорошее, но и те моменты, которые заставили Раневскую поки­нуть дом: «Шесть лет тому назад умер отец, через ме­сяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилет­ний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без ог­лядки» — так объясняет отъезд Любови Андреевны ее дочь Аня. Но горе уже притупилось, осталась свет­лая грусть, и Раневская рада видеть Петю Трофимо­ва, учителя погибшего сына, хотя он и напомнил ей о его смерти.

Для всех обитателей дома неотъемлемой его час­тью, своеобразным элементом рая является Фирс, ко­торый издавна служил их семье, помнит их предков, друзей и соседей. «Меня женить собирались, а вашего папаши еще и на свете не было», — говорит он Лопахину, который всего лишь на пару лет моложе его те­перешних господ.

Старый лакей отлично знает при­вычки каждого из них и без подсказки заботится об их комфорте.

«Извольте, сударь, надеть пальто, а то сы­ро», — переживает он, как любящий дедушка, и наста­вительно ворчит на Гаева, немолодого уже человека: «Опять не те брючки надели… И что мне с вами де­лать!» Все его хлопоты хозяева воспринимают как должное: ведь он — часть их воспоминаний, к тому же он точно так же опекал еще их родителей.

Но что же является раем для самого Фирса? То же, что и для других, — молодость, вернее, память о ней. Но для него она неразрывно связана со службой в гос­подском доме, где ему, хорошему лакею, всегда жилось хорошо.

Поэтому старик с удовольствием вспоминает прежние времена, а об отмене крепостного права гово­рит как о несчастье. По этой же причине, несмотря на преклонный возраст, служба в радость Фирсу, а при­езд господ для него — счастье.

«Барыня моя приехала! Дождался! Теперь хоть и помереть…» — плачет от ра­дости старик, не забыв, однако, перед этим спросить: «Чего изволите?»

Однако не для всех рай — это имение и сад. Аня не меньше Любови Андреевны рада возвращению домой, но ей сложно понять мать и дядю до конца: ее детство еще не закончилось, и она еще не дорожит воспомина­ниями о нем. Главное для нее, семнадцатилетней, сейчас не память о прошлом, а мечты о будущем и ожидание первой любви.

Именно поэтому она с таким удовольст­вием слушает разговоры Пети Трофимова о всеобщем счастье; они интереснее ей, чем дом и старый сад.

«Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю виш­невого сада, как прежде», — удивляется она, не заду­мываясь о том, что, возможно, именно эту беседу будет когда-нибудь вспоминать как частицу рая.

Для Пети же, у которого никогда ничего не было и, наверное, не будет, рай — в его мечтах о счастье для всех.

Даже не помышляя добиться чего-то, он пред­ставляет себе идеальным общество таких же, как он: полунищий «облезлый барин», он проповедует отказ от имущества. Не умея завоевать женское сердце, го­ворит: «Я выше любви».

В отличие от Раневской и Гаева, которые хотя бы вспоминают о счастье, и от Ани, которой это еще предстоит, Петя никогда не достигнет своего рая.

«Господь с вами, мамочка», — пугается слишком живых воспоминаний Раневской ее приемная дочь Ва­ря, серьезная и трезво мыслящая девушка. Ее рай совсем другой. «Пошла бы себе в пустынь, потом в Ки­ев… в Москву, и так бы все ходила по святым местам… Ходила бы и ходила. Благолепие!..

» — мечтает она. Сад же, драгоценный для Любови Андреевны, которую она любит, как родную мать, для Вари — источник лишних хлопот: девушка взяла на себя ведение хозяй­ства и старается экономить каждую копейку, чтобы сохранить для маменьки имение, которое вот-вот про­дадут за долги.

Как же вышло, что Раневская и Гаев должны поте­рять свой райский сад, ведь он так дорог им? Кто вино­ват в этом?

Они жили действительно как в раю, счастливые и беззаботные, как дети. «И теперь я как маленькая», — восхищенно говорит Раневская, вернувшись домой. Со­вершенно по-детски они привыкли надеяться на кого угодно, кроме себя, — на Фирса, богатую тетку, Лопахина, который «что-нибудь придумает». Имение всегда было их тихой гаванью.

Однако реальная жизнь доста­ла их и здесь, и, неприспособленные к ней, они обрече­ны быть изгнанными из рая, которым отныне владеет более сильный человек и который переделает его по- своему.

Им же, как и забытому в запертом на зиму до­ме больному старику Фирсу, некуда идти, так что они вполне могут позавидовать ему, так и не покинувшему их разоренного рая.

На этой странице искали :

  • проблема счастья в пьесе чехова вишневый сад
  • проблема счастья в пьесе чехова вишневый сад сочинение
  • сочинение на тему проблема счастья в пьесе чехова вишневый сад
  • проблема счастья в пьесе вишневый сад
  • проблема счастья в пьесе вишневый сад сочинение

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obraz-raya-v-pese-a-p-chexova-vishnevyj-sad.html

Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

  Скачать сочинение

    Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ. Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни, которая погибает вместе с гибелью сада.

    Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

    Владельцы усадьбы — русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра — образованные, умные, чуткие люди. Они умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения.

При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях. Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: “Дачи и дачники — это так пошло, простите”.

Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Вишневый сад для них — это олицетворение прошлой жизни, ушедшей молодости.

Глядя в окно на сад, Раневская восклицает: “О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось”. И далее: “О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…

” Раневская говорит не только о саде, но и о себе. Она как будто сравнивает свою жизнь с “темной ненастной осенью” и “холодной зимой”. Вернувшись в родную усадьбу, она вновь почувствовала себя молодой и счастливой.
    Чувств Гаева и Раневской не разделяет Лопахин. Их поведение кажется ему странным и нелогичным.

Он удивляется, почему на них не действуют столь очевидные для него доводы благоразумного выхода из затруднительной ситуации. Лопахин умеет ценить красоту: его восхищает сад, “прекраснее которого нет ничего на свете”. Но он — человек деятельный и практичный. Он не может просто любоваться садом и сожалеть о нем, не пытаясь что-либо предпринять для его спасения.

Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: “И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите!” Но они не желают его слушать. Гаев способен лишь на пустые клятвы: “Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано!… Счастьем моим клянусь!…

назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!”
    Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это событие имеет особый смысл: “Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…

” Таким образом, для Лопахина покупка имения становится неким символом его успешности, наградой за многолетние труды. Он бы хотел, чтобы его отец и дед встали из могилы и порадовались тому, как их сын и внук преуспел в жизни. Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить.

В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное чувство такта по отношению к прежним хозяевам усадьбы. Он начинает вырубать сад, даже не дожидаясь их отъезда. В чем-то ему сродни бездушный лакей Яша, в котором начисто отсутствуют такие чувства, как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился и вырос.

В этом он прямая противоположность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты. Фирс — самый старый человек в доме. Он много лет верой и правдой служит своим господам, искренне любит их и по-отцовски готов оберегать от всех бед. Пожалуй, Фирс — единственный персонаж пьесы, наделенный этим качеством — преданностью.

Фирс — очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду. Сад для старого лакея — это родовое гнездо, которое он стремится оберегать так же, как и своих господ.
    Петя Трофимов — представитель нового поколения. Его вообще не волнует судьба вишневого сада.

“Мы выше любви”, — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастливы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них — “вся Россия”, а не только этот вишневый сад.

Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни. Взаимопонимание между Раневской и Трофимовым невозможно. Если для Пети нет прошлого и воспоминаний, то Раневская глубоко горюет: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…”
    Вишневый сад — символ красоты. Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы?
    Вишневый сад — символ дорогого сердцу прошлого и родного очага. Но можно ли идти вперед, когда за твоей спиной раздается стук топора, разрушающего все, что прежде было свято? Вишневый сад — символ добра, а потому такие выражения, как “подрубить корни”, “растоптать цветок” или “ударить по дереву топором” звучат кощунственно и бесчеловечно.

    Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым “вишневым садом”.

133216 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00038801184864031157/woid/00020201184773070217/

Ссылка на основную публикацию