Сочинение крестьяне в поэме кому на руси жить хорошо

В основном замысле поэмы Некрасова легло отображение русских крестьян со времени, когда было отменено крепостное право.  В течении всей поэмы герои путешествуют по всей Руси в целях ответа на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?», кто находится в полном достатке, счастлив, а кто нет.

Мужики, ищущие правды

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Вперёд выходят главные герои произведения, семеро мужиков, странствующие по русским посёлкам и деревням, ища ответа на весьма трудный вопрос.

В образе крестьян находятся основные черты бедности простых русских мужиков, такие как: нищета, любопытство неприхотливость. Эти мужики задают один и тот же вопрос всем, кто встречается у них на пути.

В их представлении счастливчиками выдвигаются поп, купец, помещик, дворянин и сам царь батюшка. Однако основное место в творчестве автора уделено крестьянскому сословию.

Яким Нагой

Он работает до самой смерти, но живет бедно и постоянно голодает, как и основная масса жильцов Босово. Яким понимает, что крестьяне великая сила и он гордится, что принадлежит к ним, он знает слабые и сильные места характера крестьян. Предполагает, что главная враг мужиков — алкоголь, губящий их.

Ермила Гирин

Ермила получил от Некрасова честность и ум. Живет он для населения, справедливый, не оставит в горе никого. Было одно нечестное дело, сберег он племянника она набора в рекруты.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение петя ростов в романе война и мир (образ и характеристика)

Оценим за полчаса!

Но это сделал не ради себя, а ради семьи. Отправил вместо племянника сына от вдовы. Его так замучила собственная ложь, что чуть не довела его до повешения.

Потом он поправил ошибку и выступил вместе с бунтарями, после этого его посадили в острог.

Савелий-богатырь

Автор допускает замысел, как то, что обычные мужики сроду богатырям русским. Здесь появляется образ Савелия — святорусского богатыря. Савелий от всего сердца сопереживает Матрене, тяжело переносит смерть Демушки. Данный герой содержит в себе доброту, искренность, подмога другим людям в трудной ситуации.

Матрена Тимофеевна

Все женщины-крестьянки показаны в облике этой женщины. Она имеет мощную душу и силы воли. На протяжении все своей жизни борется за свободу и радость женщины. Жизнь её подобна множеству тогдашним крестьянкам. Учитывая то, что после брака попадает в семейство, презирающее её. Муж однажды побил её, первого ребенка сожрали поросята, а оставшуюся жизнь она работает в поле.

Сочинение Крестьяне (Кому на Руси жить хорошо)

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов поднимает и рассматривает одну из главных проблем Российского государства, которая актуальна и по сей день. Образы крестьян, как главных героев этой проблемы и соответственно поэмы раскрывает всю ее суть.

Писатель создает групповой портрет семерых крестьян, которые путешествуют по Руси и ищут счастливых людей, среди которых, они уверенны, нет крестьян, солдат и прочих более низких классов. Автор обозначает черты странников: бедность, любознательность, независимость.

Некрасов четко указывает на неприязнь крестьян к тем, кто живет и богатеет за их труд, в то время как бедные крестьяне чистые сердцем, честные трудом, добрые душой.

Это можно увидеть в описываемом случае с Матреной Тимофеевной, когда на помощь с урожаем к ней пришли обычные мужики.

Благодаря путешествию семерых крестьян автор раскрывает суть жизни не только крестьянства, но и купечества, дворянства и духовенства. При этом главной точкой внимания все же являются крестьяне.

Образ Якима Нагой олицетворяет всех крестьян, которые работают не покладая рук а живут в голодной бедности.  ОН настолько много работает, что уже сливается с землей, которую опахивает день и ночь.

И сам на землю-матушкуПохож он: шея бурая,Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо…

Миф о том, что все крестьяне бедны из-за пьянства не подтверждается, на самом деле причина в судьбе работать на хозяина.

Ермила Гирин располагает к себе читателя своей честностью и великим умом. После того, как он подставил в солдаты соседского паренька, вместо своего брата его мучает совесть.

Его посещает мысль о самоубийстве, но все же он идет покаяться к народу. Образ Савелия автор вводит для демонстрации мысли о том, что народ — это богатыри. Несмотря на свою болезнь он умеет сопереживать другим.

Некрасов дает ему роль философа.

Женскую долю модно увидеть в Матрене Тимофеевне. Она сильная духом и стойкая. Ее внутреннему стержню может позавидовать любой успешный купец. Ее судьба настолько типична для всех русских женщин, что она не советует среди них искать счастливую. Она как кормилица семьи обязана работать и не жалеть себя и своих сил.

Такие образы крестьян возникают как последствие реформы 1861 года. Крестьяне пытаются не смотреть на жестокую действительность и живут в своем религиозном и человечном мире, который все равно жестоко к ним относится.

Вариант 3

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» повествуется о трудностях жизненного пути крестьян после крепостной реформы Александра II. Обычные мужики, крестьяне, решаю выяснить, кому же на Руси живется лучше всех, кто по-настоящему счастлив: помещик, купец, поп, а может быть счастлив только сам царь?

В поисках правды и ответа на свой вопрос семеро странников шагают по русской земле. На пути им встречаются самые различные герои, и странники всем помогают и оказывают всевозможную поддержку. Так странники помогают Матрене Тимофеевне, у которой погибал урожай. Также оказывают посильную подмогу мужики-крестьяне и Безграмотной губернии.

Показывая путешествия героев, автор поэмы тем самым знакомит читателей с самыми разными слоями общества. Встречаются странники с купечеством, дворянством, духовенством. В сравнении всех этих сословий крестьяне ярко выделяются своим поведением и чертами характера.

При прочтении поэмы читатель знакомится с бедным крестьянином, которого зовут Яким Нагой. Несмотря на то, что Яким трудился всю жизнь, он ничуть не разбогател, оставшись среди самых бедных людей общества. Многие жители деревни Босово такие же, как персонаж Яким Нагой.

Автор произведения сравнивает персонажа с матерью-землей. Его шея – бурая, а лицо – кирпичное. Из этого описания становится понятно, каким трудом занимается Яким. Но нашего героя его положение немало не расстраивает, потому что он искренне верит в светлое будущее всех крестьян.

Еще один крестьянин в поэме, который совершенно не похож на Якима – это Ермила Гирин. Ермила отличается умом, а также кристальной честностью.

Раскрывая образ этого персонажа, Некрасов показывает, насколько солидарны были крестьяне, насколько они были сплоченными.

Например, народ доверяется Ермиле при приобретении мельницы, а Гирин в ответ поддерживает бунт, тем самым принимая сторону крестьян.

Множество раз в тексте, при описании крестьян, Некрасов сравнивает их с богатырями. Например, Савелий – сильный мужчина.

Однако, несмотря на сильно выраженные черты сурового мужика, Савелий очень светлый и искренний. К Матрене Тимофеевне он относится с нежным трепетом.

Савелия преследуют раздумья на тему того, почему народ должен сносить все тяготы, которые валятся на него и вообще, должен ли он это терпеть?

Все женские образы в поэме Некрасов воплотил в героине Матрене Тимофеевне. Эта женщина всю жизнь изо всех сил стремилась к свободе и счастью. Можно предположить, что в ее понимании свобода уже была воплощением счастья. Она была необычайно сильной и стойкой женщиной. Выйдя замуж, она стойко восприняла все испытания, доставшиеся ей, а в конце взялась за тяжелую работу наравне с мужиками.

В поэме Некрасов показывает обычных крестьян и пытается рассказать читателям, что крестьяне – это не рабочая сила, а люди со своими стремлениями, чувствами и мечтами. И, конечно же, эти люди должны быть свободными, к их мнениям тоже нужно прислушиваться.

Сочинение Крестьяне в поэме Кому на Руси жить хорошо

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obrazy-krestyan-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho

TESTSOCH.RU

         Главной темой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является тема русского крестьянства, его жизнь, тяжелая доля, чаяния и мечты, стремление к лучшей жизни.

        Некрасов поставил перед собой цель создать целостный образ работников-крестьян в России после отмены крепостного права. Перед читателем предстает семь главных героев, каждый из которых наделен автором индивидуальным образом и характером. Но все же в лице этих семи мужиков представлен собирательный портрет русских крестьян.

        Это работяги Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор, старик Пахом и Пров. От тяжелой жизни и непосильного труда у них возник вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Они точно знают, что среди крестьян, рабочего класса нет смысла искать счастливого, довольного своей жизнью человека.

        Главные герои показаны в поэме такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками. Эти мужики-крестьяне трудолюбивы, честны, борются за правду.

Деревни, откуда они родом, ясно говорят о том, какая у них жизнь: Горелово, Неелово, Неурожайка, Дырявино, Разутово и т. д.

Крестьяне хотят понять, в чем причина несправедливости, как так получается, что они живут, не разгибая спины, а всласть за счет них живет кто-то другой.

        При встрече с другими героями поэмы черты характера крестьян раскрываются еще лучше, с разных сторон. Автор не пытается показать идеальный образ крестьянства, он изображает также и не совсем приглядные стороны, например, излишнее упрямство и пьянство, хотя сами герои утверждают, что пьют они от невыносимого существования и бесконечного труда.

        Н. А. Некрасов описывает жизнь и женской половины крестьянства, показывая, насколько тяжела бабья доля. Образ настоящей русской крестьянки дается читателю на примере Матрены Тимофеевны, женщины с тяжелой и горькой судьбой.

Она самоотверженна, не боится работы, готова пожертвовать собой ради мужа и сыновей. Она сразу говорит семи мужикам, что среди русских крестьянок счастливых искать не надо.

После замужества она сама не видела легких и беззаботных дней, хотя замуж вышла по любви и за любящего человека.

        Яркими представителями русского крестьянства являются Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий. У каждого из этих людей есть история, заслуживающая сочувствия. Они пытаются найти ответ на бесконечные вопросы о несправедливости жизни.

        Автор описывает и другую «разновидность» крестьянского сословия – холопов, которые преклоняются перед барином. Им не нужна свобода и честь, они привыкли к рабскому положению и не собираются бороться с гнетом господ.

        Некрасов подводит читателя к заключению, что русское крестьянство – народ вольнолюбивый, не боящийся трудностей, совестливый, честный, простой. В единстве эти люди представляют собой большую силу и основу России.

Сочинение Крестьяне в поэме Кому на Руси жить хорошо

Источник: https://testsoch.ru/komu-na-rusi/sochinenie-na-temu-komu-na-rusi-zhit-xorosho-obrazyi-krestyan.html

Образ крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Образ крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» очень двоякий, сам автор как будто бы делит всех крестьян на тех, кто готов к свободной жизни после отмены крепостного права и на тех, кто настолько привык пресмыкаться перед своими хозяевами, что по-другому и жить не могут.

С самого начала читатель встречает семь главных героев, освободившихся после отмены крепостного права крестьян, которые решили поспорить, кому же на Руси жить хорошо. Отдельно о каждом из них говорить попросту нет смысла, потому что Некрасов вкладывал в их образы частичку истинного русского крестьянина, совокупность их характеров — это и есть один большой образ русского крестьянства.

Мужики эти были рослые, здоровые, богатырские. Исходя из того, что они очень интересуются, как же другим людям живётся, можно сделать вывод об их любознательности. Они добродушные и искренние, неподкупные и ценящие свободу, уставшие от постоянного гнёта.

Однако не стоит преувеличивать положительность образа крестьян, ведь они вовсе не такие уж идеальные: они любят приложиться к стакану, видят счастье в достатке, а не в духовных вещах, они постоянно спорят, а споры их доходят до рукоприкладства. Главные герои также не наделены умением грамотно писать, один лишь из них Демьян способен читать по слогам. Самым упрямым из крестьян является Лука, который был глуп и раньше служил у попа.

Некрасов с помощью других людей, которых главные герои встречают по дороге, рассказывает нам о том, как действительно жилось крестьянам того времени.

Например, Яким, который все свои силы и душу вкладывал в землю, жил очень бедно и не имел за душой ни копейки, хотя был очень трудолюбивым крестьянином.

Яким потерял последние деньги, когда судился в Питере с купцом и суд проиграл. Некрасов говорит, что в то время таких судов была масса.

Положительные стороны крестьян проявляются также и в двух других повстречавшихся героях — Трофиме и Агапе. Агап не хочет преклоняться перед барином Утятиным и не хочет устраивать для него представление, а когда его всё-таки заставляют это делать, то на следующий день он умирает. Это показывает, что русскому крестьянину легче умереть, чем покориться.

Трофим же выступает квинтэссенцией терпимости и выдержки, он смог перенести четырнадцать пудов, после чего еле живой дополз до дома.

Абсолютной честностью наделен другой герой поэмы, крестьянин Гирин, которого народ избирает бургомистром, но за свою честность и идейность Гирин отплачивает свободой — попадает в тюрьму.

Сочинение Крестьяне в произведении Кому на Руси жить хорошо

Произведение Некрасова стало заключительным этапом в его творчестве. Данную поэму можно по праву назвать романом о жизни народа. Поэт четко и правдиво изобразил картину России до и после реформы 1861 года и произошедшие перемены. Автор создавал поэму в то время, когда перемены были неизбежны, и все понимали, что крестьян ждало разорение и кабала.

В самом начале видно, как мужики начали спорить о том, кому же живется хорошо. Это наводит на мысль, что именно у них, то несладкая судьба. Они же, чтобы еще раз найти ответ на свой вопрос отправляются по деревням. Они хотят посмотреть, где же живется счастливо.

Мужики пройдут через Испуганную губернию, поговорят с крестьянами многих деревень, где узнают о том, что тяжело русскому народу. По дороге они встретят батюшку и барина. Именно здесь автор дает противопоставление двух миров — народа и господ.

Беспощадность помещиков и их деспотизм, превративших села в «Нееловы» и «Разутовы» дает четкий контраст с широтой и высокой нравственностью крестьян. Клим Лавин, Матрена Тимофеевна, Яким Нагой -эти и другие крестьяне изображены более подробно.

Поэт показывает красоту их души и благородство. Но в то же время Некрасов подмечает у них и недостатки.

Он пишет о том, что русскому мужику нравится пить, а потом и погулять с размахом. Так, Яким Нагой говорит про себя, что он работает из последних сил, но пьет потом до одурения. Но не все крестьяне терпят издевательства господ.

Так, например, Агап Петрову надоело слушать речи барина за каждое его недовольство и он высказывает ему прямо все то, что думает. В итоге он погибает, не перенеся надругательств над его человеческими чувствами. Еще один правдолюбец изображен в поэме особенно четко — это Яким Нагой.

Тот живет такой же ничтожной жизнью, как и все крестьяне. Но он намерен вступиться за свои права. Тяжко живет и Матрена Тимофеевна. С малолетства она работала, как проклятая. В браке у нее ничего не изменилось, только стало хуже.

Каторжный труд, издевательства мужа и смерть младенца выпали на ее участь. И хотя ее жизнь была полна лишений и невзгод, женщина осталась доброй и великодушной.

Показывая мужика неграмотным и грубоватым, автор отметил, что он не утратил своей сообразительности и находчивости. Одним из таких персонажей является Клим Лавин, сумевший хитростью добиться расположение помещика и занять должность бурмистра, чтобы помочь своим сельчанам.

Борцами за права униженных можно с достоинством назвать разбойника Кудеяра и Ермила Гирина, которые оказались в тюрьме, защищая интересы крестьян. В поэме Некрасова показано не только время, когда крестьянам жилось особенно тяжело, но и пути борьбы за народное счастье.

← Характеристика Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо
← Образ князя Утятина в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ НекрасовЕрмила Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо →
Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо →

Сочинение Крестьяне в поэме Кому на Руси жить хорошо

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nekrasov/obraz-krestyan-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho

Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

Глубоко и всесторонне изучая, жизнь российского крестьянства Н.А. Некрасов создал серьезный и основательный литературный «труд», где показывает жизнь землепашцев после реформы 1861года.

В ней он ярко описал тружеников земли русской: правдоискателей, «временно-обязанных», любознательных, очень терпеливых, много перенесших, сильных людей.

Читайте также:  Загрязнение окружающей среды сочинение

Но, почти всех, их объединяет одна беда- пьянство.

Сюжет же, поэмы держится на группе мужиков-хлебопашцев, которые из родных деревень, отправляются выяснять: есть на Руси – счастье и кому в ней, хорошо живется. Уже их фамилии, данные по названиям тех мест, где они живут, например, Горелово, Заплатово, Босово, и так далее, говорят об их жизни и труде.

Тяжелая работа, несладкая, впроголодь бытие, несправедливость, побои и унижения, вот, что окружает этих крестьян ежедневно.

Еще в произведении представлены образы положительных крестьян, это — Яким Нагой, отрицает, что пьют, потому, что бедны и Ермил Гирин, которому доверяют односельчане и даже во время бунта он выступает на их стороне.

К ним же относятся :Трофим , Агап и Савелий. Они защищают своих «братьев и сестер» от зверств хозяев. Эти, сильные люди, отличаются острым умом, выдержкой и долготерпением. Они пытаются объяснить своим попутчикам, о достойной, без побоев и угнетения, жизни .

Их внимательно слушают, но не все верят. Но не верят, что это возможно, что такая жизнь наступит. Всем этим мужикам противопоставлены образы, холопов-мужиков. Крепостное право изломало их судьбу. Они смерились и согласились «нести свой тяжкий крест» до конца.

Они бояться и не хотят перемен. Их представители: староста Клим, которого презирают в его деревне, крестьяне Ипат и Яков, преданные исполнители желаний своих « хозяев» — дворян.

Одним из ярчайших образов является введение в действие русской женщины Матрены Тимофеевны. Это сильная и статная личность.

Жизнь приготовила ей много испытаний, через которые она прошла, не опустив голову и не уронив своего достоинства. Это настоящая русская баба, крепкая и мощная.

В своей поэме Н.А.Некрасов показал всю жизнь бесправного русского крестьянства, которые в своем большинстве, и после отмены права владения живыми людьми, не почувствовали себя мощными, свободными, гордыми за родную землю и людей- мужиков, живущих на ней.

Кому на Руси жить хорошо. Образы крестьян

В одной из самых известных поэм “Кому на Руси жить хорошо”, которую произвел на этот свет Николай Александрович Некрасов, знаменитый русский писатель, создавший не одно уникальное произведение, показана жизнь русского крестьянства в старинной России. Не просто жизнь, а тяжелый, ежедневный труд, который и является смыслом жизни этих людей, причем труд это очень часто был направлен на обогащение других людей, считавшихся более значимыми и успешными.

Самой главной и важной проблемой этого произведения стал ответ на вопрос, “кому живется весело, вольготно на Руси”, кто же заслуживает счастья в этом мире, а кто не совсем? Стоит отметить, что эта проблема была актуальной не только в те времена, она очень часто просвечивается и в наши дни, конечно совершенно под другим видом, но тем не менее она существует и именно поэтому постоянно придается огласке многих людей, в том числе и писателей.

Что касается данного произведения, то автор решает сделать в поэме главными образы семерых крестьян-странников, которые отправились в длительное путешествие в поисках настоящих счастливчиков этой жизни, и собственно тех людей, которые попадаются им на пути.

Очень открыто и прямо автор показывает отношение крестьян к тем людям, которые живут богатой жизнью по сути за их счет, в поэме не один раз заостряется на этом внимание.

Совершая путешествие по нашей большой стране, мужики знакомятся на своем пути с различными людьми.

Раскрывая образ каждого, из встреченных этими путешественниками героев автор может подробно охарактеризовать не только общую жизнь крестьянства, но и жизнь более успешных слоев населения, таких как купечество, духовенство, дворянство и так далее…

Но, стоит заметить что главное внимание все же писатель отдаеткрестьянам, этим простым людям, которые несмотря на ежедневную тяжелую работу, не видя не выходных, ни передышек знают и умеют ценить настоящее счастье, которое не доступно богатым людям.

Сочинение Крестьяне в поэме Кому на Руси жить хорошо Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Пластова Фашист пролетел
    Очень интересная работа, которая на первый взгляд кажется обычным пейзажем, но само название «Фашист пролетел», говорит само за себя, так как сразу же становится ясным, что произошло. Идет война с Германией и весь советский народ очень сильно страдает,
  • Сочинение по картине Шишкина «Парк в Павловске» 7 класс
    Шишкин Иван Иванович – один из знаменитейших художников пишущих природу. Он написал немало работ, являющиеся шедеврами искусства, среди них есть картина «Парк в Павловске», написал он её в 1889 году.
  • Сочинение по картине Сурикова Переход Суворова через Альпы кратко
    Василий Суриков был прославленным художником, чьи талантливые полотна запечатлели драматические моменты российской истории. Их настроение разное, как и у самой истории. Где-то это трагедия, а где-то героический эпос.
  • Тема любви в романе Тихий Дон сочинение
    Благородная тема любви, которая сама по себе наполнена чувственностью и различными красочными событиями в знаменитом и захватывающем романе «Тихий Дон» одного из великих русских писателей Шолохова, в первую очередь, показывается и основывается
  • Сочинение Честь и бесчестие в произведении Пушкина Капитанская дочка
    Береги честь смолоду… Так гласит предисловие Пушкина к началу своего романа Капитанская дочка. Ведь эта пословица дана нам не спроста. Мы должны задуматься об этом, честь-она с нами всегда, ходит рядом
  • Сочинение Словом можно убить словом можно спасти 11 класс
    Первые слова ребенок начинает воспринимать еще в уютном мамином животике. Ласковая интонация успокаивает капризного младенца, а несмелым лепетанием он хочет выразить свои эмоции.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obrazy-krestyan-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho

Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Начиная работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов мечтал создать масштабное произведение, в котором отразились бы все знания о крестьянах, накопленные им за жизнь.

С раннего детства перед глазами поэта проходило «зрелище бедствий народных», и первые детские впечатления подтолкнули его и в дальнейшем изучать уклад крестьянской жизни.

Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев.

Логично, что поэма, в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов, но стоит вглядеться в них пристальнее – и нас поразит разнообразие и живость этих персонажей.

Первые крестьяне, с которыми знакомится читатель – это крестьяне-правдоискатели, поспорившие о том, кому хорошо живется на Руси. Для поэмы важны не столько их отдельные образы, сколько в целом та идея, которую они выражают – без них сюжет произведения просто бы развалился.

И, тем не менее, Некрасов наделяет каждого из них именем, родной деревней (названия деревень уже сами по себе красноречивы: Горелово, Заплатово…) и определенными чертами характера и внешности: Лука – завзятый спорщик, Пахом – старик.

Да и взгляды крестьян, несмотря на целостность их образа, различны, каждый не отступается от своих взглядов вплоть до драки. В целом же образ этих мужиков является групповым, поэтому в нем и выделяются самые основные, характерные почти для любого крестьянина черты.

Это крайняя бедность, упрямство и любознательность, желание отыскать правду. Отметим, что описывая дорогих его сердцу крестьян, Некрасов все же не приукрашает их образы. Он показывает и пороки, в основном – всеобщее пьянство.

Крестьянская тема в поэме «Кому на Руси жить хорошо» не единственная – во время своего путешествия мужики встретят и помещика, и попа, услышат о жизни разных сословий – купеческого, дворянского, духовенства. Но все другие образы так или иначе служат для более полного раскрытия основной темы поэмы: жизни крестьян в России сразу после реформы.

В поэму введено несколько массовых сцен – ярмарка, пир, дорога, по которой идет множество людей. Здесь Некрасов изображает крестьянство как единое целое, которое одинаково мыслит, единогласно говорит и даже одновременно вздыхает.

Но при этом образы крестьян, изображенные в произведении, можно разделить на две большие группы: честный трудовой народ, ценящий свою свободу и крестьяне-холопы.

В первой группе особенно выделяются Яким Нагой, Ермил Гирин, Трофим и Агап.

Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на «землю-матушку», на «пласт, сохой отрезанный». Всю свою жизнь он работает «до смерти», но при этом остается нищим.

Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда «как липочка ободранный» – ничем не удивляет слушателей.

Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди «в работе и в гульбе». Любовь к правде, к честному труду, мечта о преобразовании жизни («надо бы громам греметь») – вот основные составляющие образа Якима.

Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой.

Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: «крестьянских душ владение окончено!». Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.

Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром.

Он «душой не покривил», а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние.

Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.

Жизнь крестьян в поэме Некрасова не была бы изображена полностью без образа русской женщины. Для раскрытия «женской доли», которая «горе – не житье!» автор выбрал образ Матрены Тимофеевны.

«Красивая, строгая и смуглая», она подробно рассказывает историю своей жизни, в которой только тогда и была счастлива, как жила у родителей в «девичей холе». После же началась тяжелая, наравне с мужчинами, работа, придирки родни, искорежила судьбу смерть первенца.

Под эту историю Некрасов выделил в поэме целую часть, девять глав – куда больше, чем занимают рассказы остальных крестьян. Это хорошо передает его особое отношение, любовь к русской женщине. Матрена поражает своей силой и стойкостью.

Все удары судьбы она сносит безропотно, но в то же время умеет постоять за своих близких: ложится под розги вместо сына и спасает мужа из солдат. Образ Матрены в поэме сливается с образом народной души – многострадальной и долготерпеливой, оттого речь женщины так богата песнями. Эти песни зачастую – единственная возможность излить свою тоску…

К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия. Доживающий свою жизнь в семье Матрены («он жил сто семь годов»), Савелий не раз задумывается: «Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?».

Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге. В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь.

Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену). Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.

Другой тип крестьян, изображенный в поэме – это холопы. Годы крепостного права искалечили души некоторых людей, которые привыкли пресмыкаться и уже не мыслят своей жизни без власти над собой помещика. Некрасов показывает это на примерах образов холопов Ипата и Якова, а также старосты Клима. Яков – это образ верного холопа.

Всю свою жизнь он потратил на выполнение прихотей своего барина: «Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать». Однако нельзя жить с барином «ладком» – в награду за примерную службу Якова барин отдает в рекруты его племянника. Тогда-то у Якова и открылись глаза, и он решился отомстить своему обидчику.

Клим становится начальником благодаря милости князя Утятина. Скверный хозяин и ленивый работник, он, выделенный барином, расцветает от чувства собственной важности: «Горда свинья: чесалася / О барское крыльцо!». На примере старосты Клима Некрасов показывает, как страшен вчерашний холоп, попавший в начальники – это один из самых отвратительных человеческих типажей.

Но сложно провести честное крестьянское сердце – и в деревне Клима искренне презирают, а не боятся.

Итак, из различных образов крестьян «Кому на Руси жить хорошо» складывается цельная картина народа как огромной силы, уже начинающей понемногу восставать и осознавать свое могущество.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/komu-na-rusi-zhit-horosho/obrazy-krestyan.html

Сочинение Крестьяне в поэме Кому на Руси жить хорошо

Поэма дает достаточно полное представление о русском крестьянстве того времени. Некрасов рассматривает творение как эпопею и энциклопедию русской  жизни – он воссоздает как прошлое, так и имеющие место, перемены.

Благодаря описанию реформ, читатель может даже составить некое представление о будущем, о перспективах данного устройства.

В понимании автора социум делится на два лагеря: к первому из них принадлежит знать и помещики (так называемые «господа»), а ко второму – крестьянство и простой люд. Конечно же, у представителей разных сословий свое видение жизни, свои мысли и своя позиция. Разумеется, мысли и точка зрения народа мало кому интересны, они не имеют достаточного веса.

Несколько странников проводят поиск счастливых людей. Так, как сами они далеко не знатного рода, они имеют некоторую зависть к богатым людям и думают, что счастье можно обрести только благодаря высокому социальному статусу и приличному капиталу – соответственно, в их понимании счастливый человек – обеспеченный человек, и никак иначе.

Автор вводит все новых и новых героев, каждый из которых по-разному представляет себе понятие человеческого счастья. Вопрос о том, кому на Руси хорошо живется, становится ключевым, это так называемый лейтмотив – тем, не менее, отыскать ответ на него не так просто, как кажется на первый взгляд.

  • Кто-то полагает, что лишь единым хлебом жив человек, кто-то ценит силу и здоровье, а кто-то находит упоение в религии.
  • Лишь с появлением Якима Нагово становится ясно, что духовный мир крестьян более многогранен, нежели могут себе представить господа, для них важны не только физиологические потребности, такие как еда, питье и отдых, но и духовные ценности – правда, о последних они не всегда задумываются, учитывая тяжкий труд.
  • Не лишен простой люд и нравственности – хоть знати и кажется, что они не так далеки от животных с их низменными интересами.

Ермила  Гирин является неким народным защитником. Он довольно самозабвенен, харизматичен и создает впечатление идейного героя. Для него смысл жизни – народное уважение. Достаточно хорошо Гирин смотрится со стариком Савелием – словно праведный мститель и богатырь, борец за права униженных и оскорбленных.

Но в отличие от Ермилы, Савелий не видит счастья в физической крепости. Он немолод, потому спустя некоторое время вера в Бога и праведный образ жизни заполняют практически все его сознание и помыслы.

Достаточно яркий представитель крестьянского люда – Матрена Тимофеевна. После всех лишений и гнета она сумела сохранить духовные и физические силы, а также собственную индивидуальность.

  1. В народе эту женщину считают счастливой – но может ли она действительно испытывать это чистое чувство после всех перипетий?
  2. Еще одним «счастливцем» является Гриша – он готов отдать все, что имеет, ради народного блага.
  3. Именно благодаря вопросам странников читатель может сложить полное впечатление о каждом персонаже, его мыслях и желаниях.
  4. Некрасов показывает, что, несмотря на то, что каждый из героев разного пола и возраста, все они страдают от нереализованности, бесправия, нищеты и несправедливого отношения.

`

Популярные сочинения

  • Когда нужно сдерживать душевные порывы? — сочинение 11 класс
    Самая сложная задача человеческого разума – это способность контролировать свои эмоции, держать себя в руках. Для этого нужно иметь сильную выдержку и «стальные» нервы. Если кто-то скажет
  • Сочинение Я выбираю спорт
    Однозначно, я выбираю спорт. Спорт-это жизнь, движение вперед, которое заряжает энергией, делает тело здоровым, а организм сильным и выносливым. Я всегда любила заниматсья спортом
  • Загрязнение окружающей среды сочинение
    Среди глобальных экологических проблем, планомерно истребляющих природу и приближая день конца нашей планеты, следует акцентировать внимание именно на экологическом загрязнении географических и пространственных массивов.

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/nekrasov/krestyane-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho

Сочинение: Крестьянство в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов) | Литрекон

(378 слов) Н. А. Некрасов постоянно обращался к теме жизни простого народа. Автор описывал жизнь крестьян, быт и нравы, их положение в обществе. Именно поэтому он столь подробно описал крестьянство в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Читайте также:  Красота спасет мир - сочинение-рассуждение

Одной из центральных проблем поэмы становится проблема счастья. Семь мужиков-странников отправляются на поиски счастливца. Но, судя по названию деревень (Заплатово, Дырявино, Разутово и так далее), благополучия здесь не найти.

Зато на пути встречается множество крестьян, «досыта не едавших, несолоно хлебавших», и «счастье мужицкое», «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями».

Они видят людей с тяжелыми судьбами: Якима Нагого, который «до смерти работает, до полусмерти пьет», Ермила Гирина, который старается жить по нравственным законам и справедливости, но все равно обречен на трагичную жизнь, старика Савелия, жизнь которого – это «лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения», крестьянку Матрену Тимофеевну, попавшую «с девичьей холи в ад». Разве можно назвать этих людей счастливыми?

Автор передал неоднородность крестьянского сословия, показав все известные ему типажи мужиков. Так, о тяжелой крестьянской жизни рассказывает Яким Нагой. Он говорит, что крестьяне запивают свое горе вином, потому что, если бы не алкоголь, они бы уже давно перевернули прежний уклад.

У простого народа душа, «что туча черная» — «грозна и гневна», оттуда «надо бы громам греметь» и «кровавым лить дождям», однако они просто смиряются со своим положением. Холопа Ипата, напротив, полностью поглотило духовное рабство. После отмены крепостного права он не желает уходить от своего барина.

Более того, он хвастается своим положением. Князь Утятин всячески издевается над ним, унижает, а Ипат называет оскорбления благодеяниями. Данный образ демонстрирует, что крепостное право глубоко проникло в сознание крестьянина. Они просто не знают, что существует другая, свободная жизнь, и не могут ею правильно распоряжаться.

Однако в народе начинает теплиться сила, которая рано или поздно превратится в пожар. Среди крестьян появляются независимые борцы за справедливость.

Такими являются бывший разбойник Кудеяр, который убивает циничного и эгоистичного пана Глуховского, старик Савелий, который с другими крестьянами заживо закапывает жестокого немца-управляющего, Гриша Добросклонов, готовый сделать все для народа.

Некрасов показывает трагическую судьбу крестьянства. Оно не может почувствовать вольность и счастье из-за духовного рабства.

Многие из них не были способны освободиться, они уже смирились со своей судьбой, не желая изменять свое положение или просто не имея силы духа для создания новой жизни.

Однако автор выражает надежду на скорое пробуждение народа, заканчивая эпилог поэмы патриотическими песнями Гриши Добросклонова.

Многомудрый Литрекон рад помочь Вам с подготовкой сочинения-рассуждения, но если Вам не по душе его старания, напишите, пожалуйста, почему?

Ольга Волкова

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/krestyanstvo-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho-n-a-nekrasov/

Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова

В основе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова лежит изображение русского крестьянства после отмены крепостного права. На протяжении всего произведения герои ищут ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?», кто считается счастливым, кто несчастен.

Мужики-правдоискатели

На передний план исследования выходит путешествие семи мужиков по российским селениям в поиске ответа на поставленный вопрос. В облике семерых «вольнообязанных» мы видим лишь общие черты крестьян, а именно: бедность, пытливость, непритязательность.

Мужики спрашивают о счастье встречающихся крестьян, солдат. Им кажутся счастливцами поп, помещик, торговец, дворянин и царь. Но главное место уделено в поэме крестьянству.

Яким Нагой

Яким Нагой работает «до смерти», но живет впроголодь, как и большинство жителей Босово. В описании героя мы видим насколько тяжела жизнь Якима: «…Сам на землю-матушку похож он».

Яким осознает, что крестьяне – величайшая мощь, он гордится, что он принадлежит к этой группе людей. ему знакомы сильные и слабы стороны крестьянского характера.

Главным недостатком мнит алкоголь, который оказывает губительное действие на мужиков.

Для Якима недопустимо мнение, что бедность крестьянства вызвана употреблением вина. По его мнению, это связано с обязанностью трудиться на «дольщиков». Судьба героя типична для русского народа после отмены крепостного права: проживая в столице, он вступает в спор с купцом, оказался в тюрьме, откуда вернулся в деревню и начал пахать землю.

Ермила Гирин

Ермила Гирина Н.А. Некрасов наделил честностью и большим умом. Он жил ради народа, был честен, справедлив, никого не оставил в беде.

Единственный нечестный поступок он совершил ради семьи – сберег племянника от рекрутчины. Вместо него отправил сына вдовы. От собственной лживости, от мучений совести Гирин чуть не повесился.

Ошибку свою он исправил и впоследствии выступил на стороне бунтующих крестьян, за что был посажен в острог.

Замечателен эпизод с покупкой Ермилой мельницы, когда крестьяне выражают абсолютное доверие Ермилу Гирину, и тот в ответ честен с ними до конца.

Савелий — богатырь

Некрасов проговаривает мысль о том, что крестьяне для него сродни богатырям. Тут выступает образ Савелия – богатыря святорусского. Он искренне сочувствует Матрене, тяжело переосмысливает гибель Демушки. В этом герое сочетается добро, простота, чистосердечие, помощь угнетенным и злоба к угнетающим.

Матрена Тимофеевна

Крестьянские женщины представлены в образе Матрены Тимофеевны. Эта сильная душой женщина всю свою жизнь сражается за вольность и женское счастье.

Ее жизнь напоминает жизнь множества крестьянских женщин того времени, хотя она еще счастливее многих.

Это с учетом того, что после замужества она попала в семью, ненавидящую ее, бита была мужем только один раз, ее первенца поели свиньи, а вся ее жизнь основана на надрывной работе в поле.

Крестьяне-угнетатели

Автор показывает, как тяжело отражается крепостное право на жизни людей, как оно калечит их, морально уничтожая. Есть и такие крестьяне, которые выбрали сторону своих хозяев – Ипат, Клим, Яков верный, угнетающие простой люд наравне с помещиками.

В своей поэме Некрасов показал жизнь крестьянства после реформы 1861 года, отобразил образы русских крестьян, говоря, что народ обладает силой несметной и вскоре он начнет осознавать свои права.

Источник: https://spadilo.ru/obrazy-krestyan-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Образы крестьян в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое положение.

Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, “кому живется весело, вольготно на Руси”, кто достоин и не достоин счастья? Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странников, путешествующих по стране в поисках счастливцев.

Это групповой портрет, поэтому в образе семерых “временнообязанных” даются лишь общие черты, характерные для русского крестьянина: бедность,

любознательность, непритязательность.

Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства.

Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчеркивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям.

Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колебаний предлагают ей помощь; они также помогают в покосе крестьянам Безграмотной губернии. Путешествуя по России, мужики встречают различных людей.

Раскрытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купечества, духовенства, дворянства… Но главное внимание все же автор уделяет крестьянам.

Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, например, ненависть ко всем “дольщикам”, тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты. Яким Нагой, олицетворяющий массу беднейшего крестьянства, “до смерти работает”, но живет бедняком, как и большинство крестьян деревни Босово.

Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде: И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо… Яким понимает, что крестьянство – великая сила; он горд своей принадлежностью к нему.

Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”: Душа, что туча черная – Гневна, грозна – и надо бы Громам греметь оттудова… А все вином кончается… Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения – необходимость работать на “дольщиков”.

Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”. Другой образ русского крестьянина – это Ермила Гирин. Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом.

Крестьяне уважают его за то, что он В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновного, Душой не покривил… Пойдя против “мира”, поступившись общественными интересами ради личных, – отдав в солдаты вместо своего брата соседского парня, – Ермила мучается угрызениями совести и доходит до мысли о самоубийстве. Однако он не вешается, а идет каяться к народу. Важен эпизод с покупкой мельницы. Некрасов показывает солидарность крестьянства. Они доверяют Ермиле, и тот выступает на стороне крестьян во время бунта.

Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне – это богатыри. С этой целью вводится образ Савелия, богатыря святорусского. Несмотря на невыносимо тяжелую жизнь, герой не утратил лучших своих качеств.

Он с искренней любовью относится к Матрене Тимофеевне, глубоко переживает смерть Демушки. О себе же он говорит: “Клейменный, да не раб!”. Савелий выступает в роли народного философа.

Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту. Сочетание в Савелии чистосердечия, доброты, простоты, сочувствия к угнетенным и ненависти к угнетателям делает этот образ жизненным и типичным.

Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает показ “женской доли”. В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, борющаяся за свою свободу и свое женское счастье.

Но, несмотря на все усилия, героиня говорит: “Не дело между бабами счастливую искать”.

Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с “девичьей холи в ад”; на нее одно за другим посыпались несчастья… Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.

Речь Матрены Тимофеевны наполнена песнями, которые сливаются с ее душевной болью. Некрасов показал, что песня – душа народа, что она необходима ему как способ и возможность излить свое горе, поделиться им с другими. В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырского характера русского крестьянства.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” автор показал, как крепостное право морально калечит людей.

Он проводит перед нами вереницу дворовых людей, слуг, холопов, которые за много лет пресмыкательства перед барином полностью потеряли свое собственное “я” и человеческое достоинство.

Это и Яков верный, мстящий барину тем, что убивает себя на его глазах, и Ипат, холоп князей Утятиных, и Клим-Некоторые крестьяне становятся даже угнетателями, получая незначительную власть от помещика.

Крестьяне ненавидят этих рабов-холопов еще больше, чем помещиков, они презирают их. Таким образом, Некрасов показал расслоение в среде крестьянства, связанное с проведением реформы 1861 года.

В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как религиозность. Это способ уйти от действительности. Бог – высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости.

Вера в Бога – это надежда на лучшую жизнь. Итак, Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” воссоздал жизнь крестьянства в пореформенной России, раскрыл типичные черты характеров русских крестьян, показав, что это – сила, с которой надо считаться, которая постепенно начинает осознавать свои права.

(No Ratings Yet) Loading… Образы крестьян в поэме “Кому на Руси жить хорошо”« Солженицын, Анализ произведения Один день Ивана Денисовича, ПланУрок по экологии в 6 классе “Некоторые свойства океанической воды” »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/obrazy-krestyan-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Сочинение на тему: "Кому на Руси жить хорошо?"

План сочинения:

Ключевой вопрос поэмы Н.А. Некрасова.

  • Что есть «счастье» для людей, живущих на Руси:
  • «Счастье» с точки зрения высших сословий;
  • Каково «крестьянское счастье»;
  • «Счастье» русской женщины;
  • Взгляд людей «нового поколения» на понятие «счастья».
  • Актуальность поэмы.
  • Кому на Руси жить хорошо?

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» написана сразу после отмены крепостного права в 1862 году, то есть во времена проводимой Александром II реформы. Как водится, период перемен является самым тяжелым для простого народа.

Об этом красноречиво свидетельствует название деревень, жителями которых являлись мужики – искатели: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка.

Но простому труженику не свойственно отчаиваться, поэтому поиск счастья — ключевая тема произведения, а главный вопрос: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» автор вложил в уста семерых крестьян.

В православной стране первому, кому был задан этот вопрос, естественно, стал священник. Счастье поп описал в трех словах: покой, богатство, честь. Все эти составляющие, по мнению мужиков, присущи только помещику, священнику, чиновнику, царю.

Но не нашли они того человека, кто сказал бы, что есть у него все это. У попа нет покоя и сна, нет богатства, мучает жалость к беднякам. У помещика нет полной власти над бывшими крепостными крестьянами, что его злит до умопомрачения.

В свете проводимых в стране изменений, заслуги и регалии предыдущих поколений дворян теряют смысл и лишают вседозволенности. Призыв реформаторов: «Довольно барствовать! Проснись, помещик заспанный! Вставай! — учись! трудись!..

» — взывает бурю негодования, приводит к унынию от безысходности и понимания того, что возврата к прежнему режиму не будет.

Сами крестьяне по-разному видят своё счастье. Одни продолжают тяжело трудиться, жить, повинуясь помещикам, стараются им угодить, терпят унижения и издевательства, надеются взамен получить землю, а вместе с ней полную свободу. Тем самым, символизируя веру русского народа в «доброго царя».

Но мечта о справедливости разбивается об обман барина и его наследников. Другие, подстраиваясь под обстоятельства, не желая работать на земле, берут на себя роль бургомистра-шута, но при этом желают хорошо заработать и не бедствовать. Они своим поведение вызывают у односельчан только презрение.

Третьи решили, что кабак и выпивка, вот оно — счастье.

Однако внутри самой среды крестьян есть своеобразное «крепостное право». Доля русской женщины, на примере Матрены Тимофеевны, и вовсе рабское ярмо в семье. Именно она говорит мужикам: «…Счастья нет ни у кого: ни у неё, ни у других людей…» — несмотря на то, что её в народе окрестили счастливицей.

Эти слова подтверждаются самой жизнью на примере бурмистра Гирина, человека порядочного, честного, деятельного, хозяйственного. Благодаря этим качествам Ермила смог выкупить мельницу на собранные народом деньги, вернуть всем долги с торицей, как только встал на ноги. Тем самым заслужил всеобщий почет и уважение.

Но он не счастлив, ведь за авторитет расплатился свободой: после крестьянского бунта на него пало подозрение в его организации, и Ермила был заключен в острог.

Автор словами: «Над Русью оживающей» — обращает внимание читателя на то, что будущее принадлежит молодому поколению, представителем которого становится Гриша Добросклонов.

Будучи грамотным человеком – семинаристом, понимает, что перемены в стране, как бы не было тяжело в начале, позволят в конце концов, народу стать счастливее.

Но счастье это не в долготерпении и покорности, с целью мещанского и мелочного обогащения, а в преодолении внутреннего рабства и приобретении не только физической, но и моральной свободы:

«…Довольно! Окончен с прошедшим расчет,Окончен расчет с господином!Сбирается с силами русский народИ учится быть гражданином…»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» популярна и в сегодняшнее время. Проходят десятки поколений, но до сих пор человек ищет состояние полной удовлетворённости жизнью. Сейчас, для многих оно приравнивается только к наличию достатка, однако это совершенно неправильно.

Если всю свою жизнь посвятить стремлению к наживе, то можно попасть в «денежное рабство» и потерять свою личность и внутреннюю свободу.

Поэтому всегда нужно помнить, что счастлив тот, кто совершает благие поступки, кто живёт для семьи, кто заботится о родных и близких, кто имеет возможность своё хобби сделать любимым делом, а всё это нельзя соединять и равнять только на деньги:

  1. «…Пусть жизнь и тяжела, Но счастлив я, Что вся она моя,
  2. И благие в ней дела!»

Таким образом, очевидно, что только свободный член общества, идущий по жизни с гордо поднятой головой, увлеченный, с ярко выраженной гражданской позицией, может быть счастлив. Именно эту мысль, по моему мнению, через поколения пытается донести до нас Н.А. Некрасов.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/sochinenie_na_temu_komu_na_rusi_zhit_horosho_115310.html

Ссылка на основную публикацию