Анализ главы княжна мэри (герой нашего времени роман лермонтова) 9 класс

Глава под название «Княжна Мэри» является одной из самых объемных в романе, написанном Лермонтовым, а именно в «Герое нашего времени». Еще одной отличительной особенностью является стиль написания, повествование идет от первого лица, а глава написана в форме личного дневника.

Таким образом, автор точно передает все, что происходит в светской жизни того времени.

При этом Печорин, который пишет главу, не намерен провести анализ происходящего и поступков людей, которые его окружают, он просто рассказывает о том, что происходит вокруг, просто пересказывает события.

В центре событий лечебные воды Пятигорска, где главный герой сталкивается со своим давним знакомым, гордо носящим фамилию Грушницкий. Ранее он был юнкером, который получил боевое ранение в ногу.

Молодой человек настоящий карьерист, и данная черта раздражает Печорина, просто своим наличием. Но, несмотря на разницу характеров и большие различия, они много времени проводят вместе и общаются.

Именно Грушницкий показывает герою княгиню Лиговскую и ее дочку по имени Мэри.

Только спустя время Печорин замечает, что между Грушницким и Мэри есть достаточно теплые чувства, которые развиваются. Поэтому ради забавы он ввязывается в игру, таким образом, он хочет завоевать ее любовь и доказать Грушницкому, ничтожность его чувств и желания быть рядом с прекрасной девушкой.

16 мая появляется запись о том, что его задумка потихоньку продвигаются. Но он еще не понимает, что его идея приведет к трагическим последствиям. Он намерен защитить честь Мэри, поэтому вызывает противника на дуэль, во время которого получает ранение в коленку, а Грушницкий погибает во время борьбы.

Мэри не смогла пережить происходящее, поэтому заболевает. Как только Печорин снова посещает дом Лиговских, то княгиня сообщает ему о возможности жениться на Мэри.

Но герой не испытывает к девушке никаких светлых и добрых чувств, поэтому объясняет ей, что все было сделано ради смеха, а сердце девушки окончательно разбивается на мелкие кусочки.

Печорина автор рисует достаточно неоднозначно личностью, одна его часть смеется и издевается над девушкой и ее чувствами, а с другой стороны ему искренне жалко это милое и прекрасное создание, которое подверглось таким мучениям. Печорин понимает, что он является лицемерным и эгоистичным человеком. Ему не хватило смелости расстаться с собственной свободой и взять ответственность за девушку.

Прекрасные чувства Мэри быстро сменяются на искреннюю ненависть. Она получает первый жизненный урок, пусть и жестокий.

При этом рядом с Печориным всегда находится Вера, которая не просит его отвечать взаимностью на ее чувства, она просит об одном, не жениться на Мэри. Лишь спустя время он поймет, что всегда любил ее по-настоящему, но будет уже поздно.

Вариант 2

В объемной главе романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «Княжна Мэри» автор описывает светскую жизнь 30-х годов XIX века. Все действия происходят на Кавказе, куда Печорин поехал за новыми впечатлениями.

Там главный герой встретил своего старого приятеля Грушницкого, познакомившего его с княгиней Лиговской и ее дочерью Мери, с которой у Грушницкого были теплые взаимные чувства.

Печорин же решил позабавиться и завоевать любовь девушки ради спортивного интереса, чтобы досадить Грушницкому.

Так Мери становится жертвой мужского самолюбия главного персонажа романа. Печорину вздумалось доказать самому себе собственную мужскую неотразимость, а в итоге он потерял друга, но мало того, он его еще и убил на дуэли.

Все эти события натолкнули на мысль княгиню Лиговскую о том, что Печорин любит Мэри и готов на ней жениться. Однако Печорин признается девушке, что все это было ради забавы, и он вовсе не испытывает к ней чувств.  Сердце княжны Мэри разбито окончательно. Она тяжело заболевает.

Описанные выше события характеризуют Печорина, как неоднозначного человека. Он посмеялся над чувствами девушки, но все же ему жалко это милое существо. Печорин осознает свой низкий, лицемерный и эгоистичный поступок. Мэри же возненавидела молодого человека. Это был тяжкий жизненный урок для нее.

Личность Печорина в главе «Княжна Мэри» раскрывается во взаимоотношениях главного героя и Веры. Она также приезжает на курорт в Пятигорск с мужем. Между Печориным и Верой вспыхивает роман.

Она оказалась той единственной женщиной, которая поистине любила Печорина со всеми его недостатками и достоинствами. Позже он ощутил, что тоже способен любить, но было уже поздно.

Им не суждено было быть вместе.

Черты главного героя очень хорошо отражены в этой главе. У него непростые отношения с обществом, которое олицетворял в себе товарищ Печорина Грушницкий.

Это повлекло погружение Печорина в безысходность, тоску и апатию. Он так и не смог разобраться в своих чувствах.  Для него потускнели краски, ранее радовавшие его взор на Кавказе.

Теперь Печорина преследовала одна сплошная скука, ведь он утратил и любовь, и дружбу.

Подробно

В главе «Княжна Мери» героя нашего времени судьба забрасывает в Пятигорск. Автор дает читателю понимание светской жизни начала 19-го века, а также еще больше раскрывает личность Печорина.

Надо отметить, что Лермонтов выбрал необычный стиль написания главы — в форме записей дневника, проанализировав который, можно понять, что Печорин изнемогает от скуки и разочарован в обществе, окружающее его.

Все круговороты событий он просчитывает наперед, ему так все понятно в этой жизни, что даже неинтересно.

Со старым приятелем Грушницким он общается от скуки, периодически подергивая его за струны самолюбия, в самые лучшие дома, где принимают, он не торопится, потому как знает, что ничего нового и необычного там не произойдет.

Даже хорошенькая княжна, которая покорила всех на водах, не вызывает у Печорина восторженных эмоций. Он забавляется, наблюдая, как ее недоумение, почему он не торопится быть ей представлен, переходит в ненависть, а потом в безумную любовь.

Сам Печорин пишет в своем дневнике: «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Княжна, бесспорно, нравится Печорину, но не настолько, чтобы расстаться со свободой и сделать ей предложение. В этой ситуации Печорин полностью повторяет Онегина: «Я сколько не любил бы вас, привыкнув, разлюблю тот час».

Но именно в этой главе открывается тайна Печорина! Оказывается, он влюблен и безнадежно в женщину, которая отвечает ему взаимность, но рок событий складывается так, что они не могут быть вместе.

Может, именно это обстоятельство сделало Печорина таким бессердечным циником? Отсутствие душевного покоя не может быть беспричинным.

Вера! Вот трагедия в жизни Печорина! Замужняя женщина, которая как пушкинская Татьяна решила, что «я другому отдана и будет век ему верна».

В надежде мимолетных свиданий с любимой женщиной, Печорин посещает дом Лиговских, заигрывает с княжной Мэри, позволяет влюбиться в себя этой наивной девочке, а потом безжалостно обрубает ее надежды жестоким признанием. Он ее не любит и никогда не женится на ней.

Оскорбленный в своих безответных чувствах к княжне, Грушниций вызывает Печорина на дуэль и погибает. Итог – две искалеченных жизни. Хотел ли этого Печорин? Нет, он, как обычно, не задумывается о последствиях.

Наказание жестоко. Он навсегда теряет Веру. Она уезжает в Петербург. Печорин не в силах догнать любимую женщину, его лошадь не выдерживает такого бешеного напора погони и, загнанная, падает на дороге и умирает, как все то, к чему прикасается Печорин.

«Позор… Тоска… О, жалкий жребий мой!» Через всю главу проходят явные параллели романа Пушкина «Евгений Онегин».

Что же делает дальше наш герой? Через час после объяснений с княжной лихая тройка несет его из Кисловодска. Он проезжает мимо трупа своего коня, брошенного на дороге, вздыхает и отворачивается.

«Я иногда себя презираю… Не от того ли я презираю других?»

← Печорин лишний человек и почему
← Анализ главы Фаталист (Герой нашего времени)↑ ЛермонтовАнализ главы Максим Максимыч →
Анализ главы Тамань →

Анализ главы Княжна Мэри (Герой нашего времени роман Лермонтова) 9 класс

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/analiz-glavy-knyazhna-meri

Анализ главы Княжна Мери из романа Герой нашего времени

Самой крупной главой из романа «Герой нашего времени» можно считать повесть «Княжна Мэри» (краткое содержание). Автор сделал ее сюжетно насыщенной. Она представляет собой дневник с записями Печорина.

В главе повествуется о 40 днях пребывания Г. Печорина на целебных водах в городах Кисловодск и Пятигорск. Она размещена после «Тамани». Примечательно, но большая часть происшествий в «Тамани» протекали в ночное время, когда глава «Княжна Мэри» берет начало в 5 утра.

Можно предположить, что вступление этой повести отожествляется с утром, вселяет веру во что-то новое, что хочет Печорин отыскать в любви, дружбе. В то время, как завершение повести скреплено с печалью, несбывшимися планами, не оправдавшимися ожиданиями, утратами.

Автор считает, что виновен не один Печорин, но и его ошибки, которые допускают все живые люди.

Печорин, Грушницкий, доктор Вернер, княжна Мери и Вера – вот пять основных героев в главе «Княжна Мэри». Добрые, теплые отношения завязались у Печорина с 2-мя персонажами: Верой и Вернером. Мэри – девушка, к которой у Григория вспыхнули чувства, а Грушницкий стал первостепенным соперником в борьбе за сердце девушки.

Получается, любовный конфликт есть конкуренция (Печорин — Мэри), повиновение (Вера — Печорин), ненависть, презрение, проблема дружбы (Печорин – Грушницкий), податливость (Печорин — Вернер).

Главный подвох главы заключается в попытках Григория Печорина произвести эффект на молоденькую княжну, завладеть ее расположением, очаровать собой, несмотря на то, что та считает его скучным и вовсе не интересуется мужчиной. Герой ведет себя эгоистично и безнравственно относительно Мэри, а его отношение к Вере – это бесстыдное злоупотребление ее любви к нему.

Печорин понимает, что Вера любит его так, как никогда не будет любить Мэри, он задумывается об истинной, подлинной любви.

Последние фразы, сказанные Печорину как от лица Мэри, так и лица Грушницкого очень похожи, они оба говорят, что ненавидят Григория.

Кажется, будто цель Печорина была услышать в свой адрес слова-признания в лютой ненависти, в очередной раз хотел убедиться, что нет любящих его людей. И он ее достиг.

Печорин убил Грушницкого на дуэли и тем самым направил на себя еще выше волну ненависти и презрения со стороны княжны.

Любовь и ненависть, а также презрение являются ведущими чувствами между героями главы.

Повесть «Княжна Мэри» создана Лермонтовым по драматическим канонам, то есть она могла бы быть поставленной на театральных подмостках.  Записки, ведущееся Печориным приводят к мысли о явлениях, природа – театр, основные места, где происходят действия –жилище Печорина, горы, колодец) – все это словно бы сценические декорации.

Жанры этих выступлений – мелодрама, комедия фарс. Текст создан как в виде дневника, так и воспоминаний. Заметки из дневника вбирают в себя все дни, проведенные Печориным на целебных водах, кроме трех последних дней, которые представлены как воспоминания.

Читайте также:  В гостях хорошо, а дома - лучше сочинение по пословице

Эти воспоминания – катастрофа Печоринской жизни: он утратил и любовь, и дружбу.

Вариант 2

Глава повествует об отношении главного героя к жизни, смерти, женщинам, любви и чести.

Печорин, находясь на отдыхе, ради развлечения влюбляет в себя княжну Мери Лиговскую. Эта история, как и отношения с Верой не имели никакой ценности для «лишнего человека», лишь тешили его самолюбие и позволяли занять время.

Конфликт с Грушницким был более важен, так как был основан на взаимной неприязни двух людей с разными характерами, разными системами ценностей. Для Грушницкого было важно не столько получить любовь княжны Мери, а скорее превзойти человека, который сильнее его и превосходит по многим параметрам.

Подлый поступок, на который пошел соперник Печорина по совету офицера, оставшегося безымянным, просто продемонстрировал настоящие качества Грушницкого, его моральную готовность совершить низкий поступок, даже пожертвовав представлениями о дворянской чести.

Для главного героя этой главы дуэль стала также серьезным испытанием, заставившим его проявить свои личные качества.

Печорин, даже имея возможность до выстрела Грушницкого разоблачить того, показав, что его пистолет не заряжен, не воспользовался таким способом отвести от себя смертельную опасность.

Бежать от нее на дуэли было низким поступком, свидетельствовавшим о трусости. Далее он проявил великодушие, позволив своему врагу выбрать смерть или сохранением жизни с навсегда замаранной честью и репутацией.

В результате Грушницкий был убит, Вера и доктор Вернер покинули главного героя, а от княжны Мери он отказался сам, так как слишком ценил свободу, чтобы вступить даже в выгодный брак. Он сожалел о Вере, увезенной мужем, но это было лишь нежелание терять то, что отбирают насильно, пока оно не наскучило.

Печорин опять остался один. Этим автор подчеркнул необычность этого персонажа, его внутреннюю силу, которая оказалась значительно больше, чем у окружавших его людей.

Лермонтов еще раз продемонстрировал, что Печорину очень сложно, если вообще возможно, найти свое место в мире, в котором он жил.

Он продолжил оставаться скорее равнодушным наблюдателем, не желая привязываться ни к чему и ни к кому всерьез, не имея смысла жизни.

Анализ главы 3

Наверное, каждому известно популярное и знаменитое произведение под названием «Герой нашего времени». Среди других героев там есть одна очень красивая девушка по имени Мэри. Здесь показана жизнь людей, которые родились и жили в тридцатых годах.

Одним из главных героев является Печорин. Это добрый и веселый человек. Он никогда не сидит на месте и находится в постоянном движении. Печорин прекрасно знает о том, что у него имеется огромное количество разных недостатков, а также ему нравится обсуждать еще и недостатки других людей. У него даже не было смысла в жизни, а все, потому что он воспитан в советское время.

А вот в девушке по имени Мэри имеются все положительные качества, которые только имеются у человека. Многие считают ее прекрасной девушкой, которая всегда и во всем готова помочь любому человеку.

Но если рассмотреть ее хорошенько, то она является горда и прежде, чем помочь она тщательно рассмотрит человека.

В некоторых ситуациях она ведет себя гордо и независимо, а это может не каждому понравится.

Пока Печорин идет на дуэль с Грушницким, Мэри, узнав об этом, очень сильно заболела. Мать девушки считает, что он пошел на дуэль только потому, что испытывает к ней чувства.

Теперь Печорину нужно обязательно зайти к ней в комнату и узнать, что с ней случилось. Он прекрасно понимает, что чувств к девушке у него нет и никогда не было. Кроме этого он рассказывает Мэри про все свои недостатки. Больше всего на свете он ценит свободу и ни на что не собирается ее менять.

У него никогда не было друзей и везде и все он решает самостоятельно. Многие могут подумать о том, что он дружит с Грушницким, но на самом деле это не так. Вера старается сделать так, чтобы Печорин не только ее заметил, но и полюбил. Вот только этого так не произошло.

Произведение «Герой нашего времени» рассказывается про одного человека, который в этой жизни является одиноким. Вся его жизнь состоит из различных разочарований и неприятностей.

Сколько бы он не старался подружиться то с одним, то с другим человеком, но итог один, его все бросают и опять он остается один. Печорин прекрасно понимает, что его здесь никто не понимает и вряд ли найдется человек, который его действительно поймет.

Но, оказывается, есть человек, понимающий его, и этим человеком является Вера.

Раньше Печорин был добрым и ранимым человеком. Но общество все расставило по своим местам. И постепенно это накалило его, и он перестал чувствовать то, что чувствуют другие и если это нужно он готов идти по головам.

Анализ главы Княжна Мэри (Герой нашего времени роман Лермонтова) 9 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/analiz-glavy-knyazhna-meri-iz-romana-geroj-nashego-vremeni

Анализ главы «Княжна Мэри»: Герой нашего времени

В центральной главе «Княжна Мери» заложен главный мотив романа: побуждение Печорина к активным действиям, любопытство, подталкивающее к новым экспериментам с участием людей, желание понять их психологию, безрассудность в поступках. Анализ главы «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени» покажет противопоставление Печорина «водяному» обществу. Его отношение к нему и обществу в целом.

«Княжна Мери» ежедневник Печорина, где в подробностях описан каждый прожитый день. Помимо сухих дат Григорий в малейших деталях дает полный анализ событий, происходящих с его участием и с участием других людей.

Словно под микроскопом рассматривает Печорин каждый сделанный шаг, исследует души людей, пытаясь докопаться до мотивов их поступков, делиться с дневником личными переживаниями и эмоциями, испытанными лично им.

Доктор Вернер первый, сообщивший Григорию о приезде Веры на курорт. При встрече с ней Печорин понимает, что до сих пор испытывает к ней чувства, но можно ли назвать это любовью. Появлением в жизни Веры, он внес определенный хаос в ее семейную жизнь. Он мучит ее, между делом забавляясь с молоденькой княжной Мери, затеяв новую игру с новым персонажем.

Его целью стояло влюбить в себя девушку, развеяв серые будни очередной забавой. Соблазнение тем приятней, что он знал, как его ухаживания заденут Грушницкого. Парень явно влюблен в княжну, но Мери не воспринимала его всерьез, считая скучным и занудным. Распушив павлином хвост Печорин начал ухаживать за ней.

Приглашал на прогулки, танцевал с ней на светских вечерах, засыпал комплиментами. Он не знал для чего ему это надо. Мери он не любил, и быть с ней не собирался. Исключительно из желания насолить другому человеку, отыгравшись на чувствах той, которая влюбилась в него по-настоящему. Впрочем, все как всегда. Печорин в своем репертуаре.

Вторгшись без спроса в чужую жизнь, он в очередной раз заставил страдать тех, кто отнесся к нему по-человечески.

Комедия стала трагедией. Мери оклеветали. Печорин знал, чьих рук дело грязные слушки, распускаемые по округе. Он не хотел, чтобы имя девушки полоскали на каждом шагу. Выход был один пригласить Грушницкого на дуэль.

Перед началом дуэли Печорин решил вновь поэкспериментировать над главным участником, из-за которого разыгралась драма. Свой пистолет Печорин не зарядил и стоял перед Грушницким совершенно безоружный.

Таким образом, он пытался проверить насколько ненависть Грушницкого способна захлестнуть его, затмив всякий разум. Чудом Григорий остался жив, но вынужден был убить лжеца.

Кто же такой Печорин на самом деле, хороший человек или плохой. Однозначного ответа на этот вопрос не найдется. Он противоречив и неоднозначен. Положительные качества характера переплетаются с плохими качествами, вводя нас в заблуждение.

В этой главе четко отслеживается формирование личностных черт главного героя. Сам Печорин считал, что общество, подобное Грушницкому сделало из него морального инвалида. Он неизлечим.

Болезнь поглотила Печорина целиком, не оставив шансов на выздоровление. Печорин погряз в безысходности, тоске и апатии. Он перестал видеть яркие краски, радовавшие его взор на Кавказе.

Скука, одна скука и ничего более.

Другие материалы по роману «Герой нашего времени»

  • Краткое содержание
  • Анализ главы «Бэла»
  • Анализ главы «Максим Максимыч»
  • Анализ главы «Тамань»
  • Анализ главы «Княжна Мэри»
  • Анализ главы «Фаталист»
  • Статья Белинского о романе (кратко)
  • Цитаты из романа
  • История создания
  • В чем противоречивость характера Печорина?
  • Образ и характеристика Печорина
  • Образ и характеристика Максима Максимыча
  • Образ и характеристика Грушницкого
  • Образ и характеристика Веры
  • Образ и характеристика Бэлы
  • Сравнительная характеристика Печорина и Вернера
  • Отношения Печорина и Бэлы
  • Взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча
  • Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
  • Взаимоотношения Печорина и Мэри
  • Женские образы в романе

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1375-analiz-glavy-knyazhna-meri-geroy-nashego-vremeni.html

Анализ главы Княжна Мэри (Герой нашего времени роман Лермонтова) 9 класс

Глава «Княжна Мэри» является одной из самых больших частей романа «Герой нашего времени». Полностью произведение было опубликовано в мае 1940 года.

По жанру глава «Княжна Мэри»  — повесть.

Главным героем произведения является Григорий Печорин. Это молодой красивый офицер, который проходит лечение на кавказских минеральных водах. Его эгоистичная натура не способна любить и созидать. Он всегда разрушает всё вокруг себя, делает людей несчастными и сам страдает от этого.

Княжна Мери – молодая девушка из богатой и знатной семьи. Она красива, умна и высокомерна, но в то же время – чиста, наивна и добра. Она впервые в жизни и по-настоящему влюбляется в Печорина. В ответ он безжалостно растаптывает её чувства.

Вера – молодая симпатичная женщина, возлюбленная Печорина. Она замужем за богатым и старым человеком. Тайно от мужа Вера встречается на водах с Печориным. Она становится невольной причиной в дальнейшем произошедших печальных событий.

Грушницкий – юнкер из небогатой семьи. Это красивый молодой человек, самовлюблённый и напыщенный франт. Он безответно влюблён в княжну Мери. По воле обстоятельств и из-за своей глупости Грушницкий безвременно погибает на дуэли.

События повести развиваются на курортах Кавказа. В Пятигорске Печорин встречается со своим давним сослуживцем Грушницким, которого он недолюбливает. Тем не менее, они с ним общаются.

Грушницкий неравнодушен к хорошенькой и богатой  княжне Мери. Чтобы досадить приятелю и ради забавы Печорин, начинает волочиться за девушкой.

Таким образом, он хочет завоевать любовь Мери и доказать Грушницкому своё превосходство. Печорину это удаётся.

В то же время он тайно от всех встречается со своей прежней возлюбленной Верой, которую случайно встретил на водах. Она замужем, поэтому любовники вынуждены скрывать свои отношения.

Между тем, оскорблённый Грушницкий мстит Печорину за свои неудачи в любви. Он со своими друзьями распускает о сопернике грязные сплетни и оговаривает ни в чём неповинную княжну Мери. Печорин вынужден защищать поруганную честь девушки на дуэли с Грушницким, в результате которой тот погибает.

Герой  признаётся княжне Мери, что никогда не любил её, что отношения  между ними были с его стороны обычной интрижкой. Своими жестокими поступками Печорин доводит девушку до нервного истощения.

Читайте также:  Почему для россии важно развитие науки? - сочинение для 4 класса

Слухи о связи Печорина с Верой доходят до её мужа. В её семье происходит скандал. Вера навсегда расстаётся с Печориным.

Таким образом, на счету героя одна загубленная жизнь и две разрушенных.

Главная мысль произведения — предупреждение молодого поколения в том,  как можно потерять себя умному, образованному человеку, не нашедшему цели своей жизни.

Анализ для 9 класса

Михаил Юрьевич Лермонтов даже спустя двести лит после своей смерти является русским писателем и поэтом со всемирно известным именем. И неспроста, ведь вклад, который он внес в развитие как русской, так и мировой литературы, весьма велик. Его творчество чтится даже сегодня.

Одним из значимых произведений этого писателем можно назвать роман «Герой нашего времени», в котором делается акцент на проблемах общества, современного автора. Известно, что перед написанием произведения, творец поставил перед собою конкретную задачу: создать портрет типичного представителя молодого поколения 19 века. И у него получилось.

Роман представляет собой целостное произведение, которое состоит из нескольких относительно самостоятельных, но связанных сюжетно с главным героем произведений. Главу можно назвать повестью. Такой вот необычный подход.

В данной статье представлен анализ одной из самых объемных глав романа – главы «Княжна Мэри».

Действие разворачивается в одном из «водных» санаториев, в который приехал отдохнуть Георгий Печорин.

В данной главе показана светская жизнь. Произведение представлено в виде дневника главного героя. Главная героиня – княжна Мэри. Здесь появляются новые героиня в лице Грушницкого, княгини Лиговской и ее дочери, читатель узнает о Вере.

По сюжету произведения главный герой приезжает на отдых.  Там знакомится с Грушницким, ч которым начинает нормально общаться. Спустя некоторое время Печорин узнает о том, что его новому товарищу симпатична княжна Мэри. Он любит ее, а она отвечает взаимностью.

Скоро об этом узнает Печорин. Как известно, он был человеком скептичным, жестоким. Он решил посмеяться над чувствами влюбленных. Он делает все возможное, чтобы влюбить Мэри в себя. При этом он по-разному очерняет Грушницкого. Ему удается это достаточно быстро.

Все приходит к тому, что после одного из конфликтов, между Грушницким и Печориным происходит дуэль. В ходе этой дуэли происходит так, что Печорин убивает Грушницкого. После этого печального события Мэри начинает ненавидеть Печорина, которого недавно полюбила.

Они расстаются навсегда и больше не видятся.

Основные мысли произведения заключены в том, что иногда трусость может испортить жизнь кардинально. А вот во взаимоотношениях с Верой показано то, что Печорин тоже может гипотетически любить.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Лирика Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – самый известный российский поэт, которого знают по всему миру. Именно его образ ассоциируется с образом всей России. Глубина его философских и лирических мотивов
  • Сочинение Мастер и Маргарита — верность и измена в романе Булгакова
    Не могу сказать, что измена и верность – главные темы произведения, но они там, конечно, присутствуют. Мне пришлось подумать, чтобы вспомнить примеры…
  • Сочинение на тему Космос
    Существует мнение, что космос или Вселенная, — это мир, который нас окружает. Но после нескольких запусков ракет, человечество стало придавать слову «космос» иной смысл, — это галактическая бесконечность, которая находится за гранью земли.

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/lermontov/analiz-glavy-knyazhna-mehri

Конспект урока по литературе в 9 классе на тему М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Глава "Княжна Мери"

Тема: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

Любовь и дружба в жизни Печорина. (Анализ главы «Княжна Мери).

  • Форма урока: групповая.
  • Метод: исследовательский, частично-поисковый.
  • Цель:
  • 1) раскрыть необходимость образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина;
  • 2) развить навыки критического мышления, культуры речи;
  • 3) воспитать чувство ответственности за людей, окружающих нас.
  • Задачи урока.
  • Предметные:
  • 1) формировать умение анализировать произведение, внимательно относиться к каждому слову в произведении;
  • 2) закрепить полученные умения и навыки при анализе художественного текста;

3) отметить нравственную ценность романа М.Ю. Лермонтова.

  1. Метапредметные:
  2. 1)развивать навыки выразительного чтения;
  3. 2)совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;
  4. 3)развивать память, внимание, творческие способности, критическое мышление.
  5. Личностные:
  6. 1)привлекать учеников к прочтению и изучению русской прозы;
  7. 2)воспитать уважение к людям;
  8. 3)утвердить значимость и ценность каждого слова.
  9. Умения и навыки учащихся на уроке:
  10. 1)умение высказывать свое мнение;
  11. 2)умение правильно выбрать главное и формулировать выводы;
  12. 3)формирование грамотной речи в процессе устных ответов.

Оборудование: текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», презентация, фрагменты из фильма «Герой нашего времени» гл. «Княжна Мери» (2006г.)

Ход урока.

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередной урок, на котором мы будем работать по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (слайд 1)Работа будет происходить в группах (учащиеся изначально разделены на 2 группы).

2.Определение темы урока.

Перед тем, как мы определим тему и цели урока, послушайте притчу.

По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним — оазис! Прекрасные ворота, за оградой — музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

— Что это такое? — спросил путешественник у привратника.— Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.— А есть там вода?— Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…— А поесть дадут?— Все, что захочешь.— Но со мной собака.

— Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.

И путешественник пошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

— Я хочу пить, — попросил путешественник.— Заходи, во дворе есть колодец.— А моя собака?— Возле колодца увидишь поилку.— А поесть?— Могу угостить тебя ужином.— А собаке?— Найдется косточка.— А что это за место?— Это рай.— Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай — там.— Врет он все. Там ад.

— Как же вы, в раю, это терпите?

— Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.

— О чем эта притча?

— А теперь сформулируйте тему урока, связав слово «дружба» с главным героем романа.

— Дружба в жизни Печорина. Но сегодня мы не только о дружбе будем говорить, но и о любви. Записываем в тетрадь число, тему урока:Любовь и дружба в жизни Печорина. (Анализ главы «Княжна Мери). ( слайд 2) Какие поставим задачи на урок?

  • (Ответы учеников)
  • Проблемный вопрос на урок: способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь? (слайд 3)
  • К этому вопросу мы с вами вернёмся в конце урока.
  • 3. Подготовительный этап для работы в группах
  • — Какие ассоциации, мысли возникают у вас, когда слышите слово «дружба»?
  • (Ответы учеников)

-Для того чтобы разобраться, что такое дружба в понимании Печорина, каждая группа получит карточки с вопросами. 1 группа анализирует: Печорин и Вернер (4 слайд), 2 группа – Печорин и Грушницкий (5 слайд).

Посовещавшись, группа выдвигает 4 человек, которые должны будут ответить на вопросы, анализируя отношения Печорина с второстепенными персонажами: Грушницким, Вернером.

Свои ответы можете подтверждать фразами из текста.

Проверка групп. Ответы учащихся. Группа пишет небольшую рецензию на ответы другой группы, т.е. оценивают её.

Вывод: Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого» (я осмелюсь не согласиться с такой точкой зрения, ведь настоящие друзья равны).

Во-вторых, по словам молодого человека, он относится к людям, которые «по правде… ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы.

А какую роль играет в жизни Печорина Любовь, что для него любовь? Попытаемся найти причины  не сложившихся отношений, попытаемся сделать для себя полезные выводы. Проследим, как меняется герой от страницы к странице.

Княжна Мери (6 слайд) . Расскажите о ней. Как знакомится с ней Печорин? Как развиваются отношения между ними? Для чего Печорин влюбляет в себя Мери?

Просмотр фрагмента фильма (1ч.40м.) – прощание Печорина с Мери. (обсуждение)

— Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь. (7 слайд)— опишите ее- семейное положение- чем жертвовала Вера ради Печорина- можете ли вы сказать, Вера  любила Печорина- почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным.

( она понимала его, принимала таким как есть, ничего не пыталась в нем менять)Какой эпизод в тексте говорит о том, что он остро нуждался в Вере. Испытал боль от того, что боялся ее потерять? Давайте посмотрим фрагмент фильма (1ч.

34)Как выдумаете Печорин любил Веру?-женщины любили его,  он их?

— чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?

Вывод: для любви надо жертвовать чем – то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.

Подведение итогов. Решение проблемного вопроса.

  1. Домашнее задание: (8 слайд)
  2. 1.Ответить письменно на 1 из вопросов:
  3. -Способен ли Печорин на настоящую любовь?
  4. — Способен ли Печорин на настоящую дружбу?

2. Читать главу «Фаталист».

Рефлексия.

    • сегодня я узнал…
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.
  • Самооценка.
  • «Моя самооценка»
  • Вопросы ученику
  • Ответ «Да»
  • Ответ «Нет»
  • Был я активен на уроке?
  • Мои ответы были оригинальными?
  • Я принимал участие в анализе произведения?
  • Конспектировал таблицу?
  • Печорин и Вернер

1.Что сближает героев?

2. Что ценит Печорин в Вернере?

3. В чём отличие Вернера от Печорина?

4. Почему они не стали друзьями?

Печорин и Грушницкий

1. Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину?

2. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким?

3. Часто симпатии читателя на стороне Печорина. Почему?

4. Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?

Рецензия.

План оценивая.

1. Можно ли назвать ответ логичным, полным?

 2. Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не обоснованы примерами?

3. Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?

4. Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный план ответа.

5. Оцени ответ.

Рецензия.

План оценивая.

1. Можно ли назвать ответ логичным, полным?

 2. Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не обоснованы примерами?

3. Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?

4. Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный план ответа.

5. Оцени ответ.

Рецензия.

План оценивая.

1. Можно ли назвать ответ логичным, полным?

 2. Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не обоснованы примерами?

3. Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?

Читайте также:  Сочинение что слушать: разум или сердце?

4. Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный план ответа.

  1. «Моя самооценка»
  2. Вопросы ученику
  3. Ответ «Да»
  4. Ответ «Нет»
  5. Был я активен на уроке?
  6. Мои ответы были оригинальными?
  7. Я принимал участие в анализе произведения?
  8. Конспектировал таблицу?
  9. «Моя самооценка»
  10. Вопросы ученику
  11. Ответ «Да»
  12. Ответ «Нет»
  13. Был я активен на уроке?
  14. Мои ответы были оригинальными?
  15. Я принимал участие в анализе произведения?
  16. Конспектировал таблицу?
  17. «Моя самооценка»
  18. Вопросы ученику
  19. Ответ «Да»
  20. Ответ «Нет»
  21. Был я активен на уроке?
  22. Мои ответы были оригинальными?
  23. Я принимал участие в анализе произведения?
  24. Конспектировал таблицу?

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-v-klasse-na-temu-myulermontov-geroy-nashego-vremeni-glava-knyazhna-meri-800138.html

План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Тема: «Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы».

Цель: Проанализировать повесть «Княжна Мери», провести сопоставительный анализ Печорина и общества.

Создание проблемной ситуации.

«К полноте бытия моего недостает ощущение опасности. Я так часто встречал смерть на охоте, в поединках, в сражениях, в борьбах политических, что опасность стала привычной, необходимостью для развития моих способностей».

(Предположение ребят, что это слова Печорина. Это его мироощущение, лексика. Ищут фразы в романе, но их нет. Но показалось это не случайно).

Дочитываю до конца:

«Здесь нет опасностей. В челноке переплываю Ангару, но волны ее спокойны. В лесах встречаю разбойников, они просят подаяния».

  • Уж не декабрист ли это? Да, это письмо из Сибири декабриста Лунина его сестре, письмо самого смелого декабриста.
  • Пушкин «Евгений Онегин» X глава (зашифрованные строки):
  • Друг Марса, Вакха и Венеры
  • Тут Лунин дерзко предлагал
  • Свои решительные меры.
  • Мы почувствовали, насколько близки слова Печорину. Как это объяснить? Как эта близость объясняет роман?

(Луначарский: «Творчество Лермонтова – последний отблеск декабризма».)

Мы все время считаем Печорина лишним человеком. Эта формулировка себя изжила. Эпоха, предшествующая декабристам, продолжается в его мироощущении, жажде бури.

  • Но тогда невольно напрашивается вопрос. Ждем его.
  • Разве видим мы в Печорине борьбу политическую?
  • Вспомним, чем занят Печорин, за какими опасностями он гонится: похищение Бэлы, в Тамани – вмешивается в дела контрабандистов, дуэль с Грушницким. Все это – житейские события, нет и намека на политическую борьбу. Чем объяснить? Может, все дело в безразличии Печорина к политическим проблемам? Тогда почему это герой времени Лермонтова? Подошли к самому трудному, интересному.

Ответы: эпоха 30 – 40 – ых годов необычна, обстоятельства, в которых оказывается герой Лермонтова, исключает политическую борьбу. Жизнь изменилась. Она лишена возможности направить Печорина в русло политической борьбы.

  • Какие возможности открываются у благородного, мыслящего человека эпохи Печорина?

Первая – жить, как все. Не делать подлости, но и не препятствовать им, ибо ты одинок. Не подчеркивать твоего неприятия аристократического мира, его устоев.

Вторая – сохранить идеалы, отстаивать их в поединке со светом, утверждать свои идеалы в борьбе со светом.

Печорин в романе абсолютно одинок, Доктор Вернер – единственный человек, равный Печорину. Но даже этот умница не понимает Печорина. Не понимает, зачем ему дуэль. Это Лермонтову важно, чтобы обострить одиночество Печорина.

  • Можно ли в одиночестве отстоять свои идеалы? Вот что мучает Лермонтова.
  • Много испытаний пришлось пережить Печорину, но самое суровое – впереди, на водах. Страницы, к которым переходим, кульминационные. Печорин и не предполагал, что ему уготовила судьба, автор.
  • В чем суть, тайна этих испытаний?

Только в повести «Княжна Мери» он в том обществе, которому принадлежит по происхождению, воспитанию. До сих пор был в мире инородном. Картина не менялась и в «Максим Максимыче». А здесь – его среда, его круг: Печорин на водах.

  • Чего же вы ожидали, когда приступили к чтению, какие сомнения мучили?

(Было интересно, примет ли Печорин законы общества, станет ли своим?)

  • Что привело на воды? (Желание отдохнуть).
  • И Печорину было с кем встречаться, говорить. Это люди его круга. И что же? Печорин – в «Княжне Мери». Как эти страницы объясняют сложного, неразгаданного лермонтовского героя?

(Оказавшись в окружении света, Печорин бросает ему перчатку нарочно открыто).

  • В чем тайна формы повести? (В форме дневника Печорина).
  • Какие уточнения, поправки должны сделать? (Вызов на страницах дневника).
  • Как относитесь к словам Печорина? Как воспринимаете страницы дневника?

(Печоринские слова – это поступки. Это предельно точное отражение его жизни, поведения).

  • Давайте вспомним, как отнеслось общество к приезду Печорина?

(Печорин –блистательный человек, богат, знатен, известен в Петербурге, образован, красив, умен. Во всех отношениях завидная партия. Вот почему так гостеприимно распахнуты перед ним двери Лиговских, эта исключительная благосклонность княгини (матери).

Здесь же встретился и с теми, кто может относиться к нему только враждебно. Ревность Грушницкого и его компании – им будет труднее быть в центре внимания рядом с Печориным.

  • И что же на фоне этого? Отношение Печорина к этому обществу? На одной из страниц журнала мы читаем: «Счастье – насыщенная гордость». Что это значит? Это честолюбие.
  • Что скажете?

(Печорин легко мог удовлетворить честолюбие, насытив гордость преклонением, став центральной фигурой, пользуясь благоговейным отношением к нему, безумной любовью к нему княжны Мери.)

  • Но Печорину этого не нужно! Его гордость иного склада. Со стремлением водяного общества блистать в свете его гордость ничего общего не имеет.
  • Тайна Печорина – быть самим собой, не променять свои идеалы ни на какие соблазны.
  • Печорин вступает в борьбу со светом с невиданной силой.
  • В чем это сказывается?

Кажется, что хочет сорвать маску с общества. Его дневник – меткая сатира на водяное общество. Большинство страниц носят негативный характер: читаем о водяном обществе;  о Грушницком.

  • Белинский пишет: «Печорин отлично знает, чего ему не нужно». Неточность у Белинского по отношению к Печорину: Печорин не знает, что ему нужно.
  • Ваша позиция?

Страницы текста:  хочет любви – мысли Печорина о себе,

Страницы текста– о противоречиях.

  • Чего он жаждет? Этого Печорин не проясняет, ему это не ясно в себе.

Но ясно одно – что он отрицает существующие формы отношений людей. Отрицание – форма утверждения. Его отрицание – не дух легкомыслия. Он, может быть, к идеалу устремляется с большей силой, чем к разрушению.

  • Важное слово об отношении Печорина к водяному обществу. Каким он его видит? Как о нем говорит? (прочитаем)

Ироничен, ехиден, желчен, это онегинский «огонь нежданных эпиграмм». Этим языком наполнены записи в дневнике.

Общество водяное. Это характеристика Печорина. Безжизненное, размытое, неопределенное. Мир, к которому нельзя отнестись серьёзно.

  1.  Лицемерие. С одной стороны, петербургский покрой сюртука, с другой стороны, армейские эполеты. И от Печорина высокомерно отворачиваются. О нем судят не по его качесвам, а по покрою сюртука, эполетам. Если армейский служака – то не нашего круга!
  2. Праздность и пустота времяпровождения, капризы, притворство, откровенная низменность бытия. Печорин срывает маску, его слово точно бьет в цель: они пьют, но не воду. Это люди, бравирующие своими болезнями. Княгиня Лиговская потеет в ермоловской бане. – Лексический контраст – Княгиня – ермоловская ванна, названа именем генерала Ермолова. И простое слово потеет, неуважение к княгине.
  • Попробуйте сопоставить язык «Тамани» и «Княжны Мери».

Весь мир «Тамани» высоко поэтичен. Достаточно прочитать любую страницу. Мир «Тамани» овеян дыханием моря.

А в «Княжне Мери», особенно там, где водяное общество, нет поэзии. Доктор Вернер говорит о недугах. Вторжение чего – то медико –  физиологического.

  • Задержались на общем портрете водяного общества. Но выпады Печорина – против конкретных лишений.
  • Произволен ли выбор Печорина? Кого он выбирает? (Грушницкого)
  • Почему? Справедлив ли Печорин?

Это самое заметное лицо на водах, вот – вот станет любимцем водяного общества. Умеет забывать симпатии. В нем все слабости водяного общества, все его пороки (по мнению Печорина, а по мнению водяного общества – достоинства).

  • Каким увидели Печорина в его отношении к Грушницкому? Вот что очень важно.

Печорину представляется смешной и нелепой страсть Грушницкого декламировать, стремление производить эффект, сделаться героем романа, не быть, а казаться. Его неумение и нежелание быть самим собой.

  • Но случайно ли это в Грушницком? (Как ему быть самим собой, если он ничтожен).
  • Понимает ли его Печорин? (Да, знает ему цену. Видит его позерство, понимает, для чего ему это надо).
  • Для Печорина лучше быть самим собой, обыкновенным, даже заурядным. Если делать вид, что ты героическая личность. Не будучи способным на бесстрашие, Грушницкий притворяется бесстрашным: махает шашкой – отступление от литературных норм.
  • Почему?

Через неправильность глагола чувствуем комичность показной храбрости Грушницкого. Ему мало быть юнкером, надо быть разжалованным, чтобы казаться загадочным.

  • Идеал Печорина – быть самим собой, простота, естественность, подлинность. Обозначим словами самого Печорина.

Грушницкий из тех людей, которые просто прекрасное не трогает.

  • Печорин же жаждет просто прекрасного. Вот откуда его страстный порыв к Бэле, ундине, Вере, в какой – то мере – Мери.
  • Печорин создает особенный прекрасный мир, который находится далеко от водяного общества.
  • Первые страницы повести. Прочитаем.

Посилился не в аристократическом центре, а на краю города у подошвы Машука.

  • К какому миру мы прикоснулись?

Его погружение в мир природы, то просто прекрасное, которое становится гармонией чистоты.

«Выхожу один я на дорогу» — мир не только лирического героя, но и мир романа.

  • Продолжите тему – как воплощена в повести?

Природа – воплощение печоринского идеала. Его дневник полон красок, запахов, звуков природы. Это его единственное надежное прибежище – природа.

  • Мы знаем, как много в его жизни значила любовь, но природа еще больше.

После свидания с Верой – мысли о любви и природе, которая сильнее любви к женщине.

  • Для Печорина природа – сама жизнь. Мы говорим о его бесстрашии. В чем тайна его дерзновенности? Что жизнь разлюбил?!

Глубочайшее заблуждение. Он очень жизнелюбивая натура. Жажда опасностей – с тем, чтобы выйти из столкновения с опасностью победителем.

Обостренное чувство природы – мера его жизнелюбия.

  • С этого мир начинается. Так было у Пушкина, так и сейчас. Пусть меня не будет, но живет природа. Это затем у Есенина и др. Человек – частица природы, продолжение природы.
  • Где печоринское погружение в природу достигает наибольшей силы.

Перед дуэлью. Читаем.

  • Что поразило? (Вглядывается в каждую мелочь, частицу природы. Замедленная съемка, крупный план).
  • Какая же может быть природа перед дуэлью?

(Его влюбленность в природу обостряется в минуту опасности).

Так как природа не умеет лгать, в отличие от людей. Ей незнакомо притворство, не знает моды. Она поразительно естественна, какой и должна быть жизнь человека.

Задание на дом.

  1. Ответить письменно на вопросы:
  • Мои впечатления о Печорине.
  • Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?
  • Кто побеждает в поединке – Печорин или общество?
  1. Учебник «Печорин и «водяное общество», Печорин и Вернер.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/01/17/konspekt-uroka-literatury-m-yu-lermontov-geroy-nashego

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector