Анализ произведения «шинель» гоголя 8 класс

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

Анализ произведения «Шинель» Гоголя 8 класс

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Шинель.
  • Год написания – 1841.
  • История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.
  • Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В.

Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства.

Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено.

Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений.

Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой.

Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст.

То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь.

В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа.

Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа.

Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости.

Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Шинели».

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения.

Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку.

Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 2313.

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/shinel/analiz-proizvedeniya-gogolya.html

Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель" план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Урок литературы по теме «Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя «Шинель»»

  • Кузнецова Галина Максимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Цилемской средней школы»
  • Цель:
  • Раскрыть образ «маленького человека».
  • Задачи:
  • Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести «Шинель».
  • Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
  • Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.
  1. Тип урока:
  2. развивающий по технологии критического мышления
  3. Технология:
  4. технология критического мышления
  5. Оборудование
  6. : компьютер, экран, проектор.
  7. Ход урока

1. Мотивация урока.

О каком герое идёт речь в данном отрывке?

«… я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

  • Напомнит историю жизни Самсона Вырина. (Ананина Настя)
  • бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимает тот, кто принадлежит к сильным мира сего.
  •  Как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа?
  • -маленький человек-
  • Ребята , какие ассоциации у вас возникают , когда  вы слышите словосочетание «маленький человек»?
  • Обратимся к карточке.
  • Выберите слова, которые подходят к характеристике  «маленького человека»
  • Бычкова Катя объяснит нам лексическое значение этого словосочетания.

(«Маленький человек» в литературе -обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. «Маленький человек»- это человек, задавленный бедностью и ощущающий свою ничтожность, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.)

Все вы прочитали рассказ Н.В. Гоголя «Шинель»

• Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть?

Какие вопросы возникали у вас во время чтения?

3.Работа по теме урока.

Сформулируйте тему нашего  урока.

Тема  «маленького человека»  в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Какова будет цель урока?

  • Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина;
  • выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.
  • Кто же такой Башмачников Акакий Акакиевич? (Шишелов Сергей, ФилипповС. (Чиновник есть, но его лица нет,  нет неповторимого человеческого лица, как нет и личности.)
  1. (Иллюстрации) (по всему тексту)
  2. Почему, давая  характеристику герою, автор  употребляет неопределённые местоимения и прилагательные с суффиксом оват?
  3. Они подчёркивают ощущение нечёткости, неясности, отсутствие чего-то выдающегося, запоминающего.
  • Почему герой назван Акакием? Согласны ли вы, что судьба определилась тогда, когда его нарекли Акакием Акакиевичем? (слово группе Булыгиной Тани..(Судьба была предрешена)
  • Как сослуживцы относились к Акакию Акакиевичу?
  • На этот вопрос готовила  ответ группа(Дуркиной Клавы….Словно всё в его судьбе предрешено.Имя и фамилия подчёркивают незначительность героя. Башмачников-от слова «башмак»,что-то незначительное, непримечательное, совершенно лишённое поэзии.
  • Сочувствуете ли вы герою? Почему? (всем)
  • Он какой-то забитый, угнетённый, жалкий, какой-то безликий
  • нерешительного, бессловесного, «забитого» чиновника, Н. В. Гоголь хотел сказать: так жить нельзя, надо сопротивляться, отстаивать себя.
  • 4.Физминутка.
  • 5.Продолжение работы по теме урока.
  • Слушаем выразительное чтение отрывка, который подготовила Калганова Алеся..
  • Стр. 361-362.(124-
  • Какие черты характера героя можно назвать, слушая отрывок?(всем)
  • Он одинокий человек, его мир – это переписывание бумаг, буквы были его собеседники, друзья. Замкнутый, неразговорчивый, необщительный. Какой-то автомат, а не человек. Какой-то жалкий. . В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Страшно, что жизнь человека ограниченна  переписыванием бумаг.
  • Внимательно слушаем  следующий отрывок, его читает Булыгина Таня…
  • Стр 362
  • Как этот отрывок характеризует Башмачкина?
  • Как человека неряшливого, бедного, человека,
  • Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.
  • Прослушаем фрагмент « За обедом» стр. 363
  • Каким вы увидели Акакия Акакиевича?

Ел наскоро, не замечая вкуса, с мухами и со …У него словно чувства атрофированы. Он не умеет радоваться. Испытывать удовольствие, хотя бы от еды.

Послушайте речь Акакия Акакиевича.

Стр.129. Как речь характеризует героя?

Он  неуверенный  в себе человек, какой-то жалкий.

Согласны ли вы, что Акакий Акакиевич –маленький человек?

Почему повесть о человеке названа «Шинель»? Вещь заменила человека.

Не человек важен в обществе, а шинель. — В Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель.

Стоило Башмачкину прийти в новой шинели и его все заметили. Мундир заменил личность, чин затмил человека.

Какие ассоциации у вас вызывает слово шинель?(чиновник, чин должность, военный, власть) .

Почему же герой решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради этого? Над этими вопросами размышляла группа  Поздеевой Маши….

  • Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.

Изменился ли герой, приобретя шинель? («Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал  на постеле». Признан  чиновниками как равный среди равных и даже приглашён в лучшую часть города.)

Заполните таблицу, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою. Работаем в паре.  Итак, что у вас получилось?

+
Стал ближе к обществу Забросил работу
Стал заметнее (о нем заговорили) Стал делать ошибки
Стал увереннее Испытал потрясение от встречи со «значительным лицом»
умер

Что стало причиной смерти героя? Ведь утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, не должна была свести в могилу бедного Акакия Акакиевича. Ведь он даже не простудился в тот вечер, когда возвращался домой после нападения грабителей раздетый, без шинели.

  • Над этим вопросом размышляла группа (Калгановой Алеси.)
  • С одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия?
  • Вспомните, что изображено на табакерке Петровича?

Какой-то генерал с заклеенным бумажным лицом. Может, это совпадение? Но попробуйте отыскать портрет «значительного лица» — не найдете. У «значительного лица» нет лица. Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

Читайте также:  Сочинение вера николаевна шеина в повести гранатовый браслет (образ и характеристика)

Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

Раз в жизни Башмачкин ощутил свою значимость. Нет, не благодаря своим достоинством, а благодаря шинели. Для других стремление к такой «значительности» было естественным, для него – нет. И расплата не заставляет себя ждать.

Жизнь все расставляет на места с катастрофической скоростью: вечер в той части города, которая считается «лучшей», приемная значительного лица, болезнь и смерть.

И последнее одеяние Башмачкина соответствует его положению на государственной лестнице: врач советует хозяйке брать не дубовый, а сосновый гроб – дешевле. Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одежде.

И снова звучит текст. Текст читает Кислякова Таня

Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп.

Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же хотя перед самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которого так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…».

Но повесть Гоголь не заканчивает смертью Акакия Акакиевича. В реалистическую повесть он вводит фантастический элемент.

Каков смысл подобного финала  и зачем автор использует гротеск- сочетание реального и фантастического?

 Над этим вопросом работал весь класс.

  • Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

Итак, герой Гоголя хоть и после смерти, но мстит за свою обиду. Мы видим, что происходит эволюция «образа «маленького человека»: происходит торжество справедливости.

Гоголь встает на защиту бедного, униженного человека, призывает людей к великодушию. Фантастический финал произведения — утопическое осуществление идеи справедливости.

Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» — лицо подобревшее и смягченное.

Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

  •  Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…

Зачем автор нам рассказывает такую печальную историю?

Над этим вопросом размышляли все группы.

—чтобы обвинить общество, которое нравственно калечит человека. В человеке развивается страх перед сильными мира сего, какой-то внутренний трепет. Гоголь хотел заставить читателя задуматься  над судьбой «маленького человека». Отнестись к его бедам, невзгодам и страданиям с сочувствием.

  • К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ.
  • Слова из рассказа Чехова “Крыжовник”:

        “Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”.

Итак, чему же учит нас произведение Н.Гоголя? К чему призывает автор читателей? Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе, человеческое.

Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего — в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель». Об этом и слова прекрасного писателя А.П.

Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» И Гоголь взывает: нет ничего ценнее человека!

6. Рефлексия.

  1. Что унесете вы сегодня с собой с урока?
  2. — Чему научились?
  3. — Над чем задумались?
  4. Составить синквейн по теме урока.
  5. Человекмаленький, несчастный
  6. мучается, терпит, страдает
  7. Человек не должен быть маленьким!
  8. Личность
  9. Домашнее задание написать сочинение-рассуждение на тему «Человек  должен быть  «маленьким»?»
  10. Составление кластера.
  11. Анализ произведения «Шинель» Гоголя 8 класс

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/03/04/obraz-malenkogo-cheloveka-v-povesti-n-v-gogolya-shinel

Гоголь Н.В. "Шинель", краткий анализ

Знаменитая повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» была впервые опубликована в 1842 году. Поводом для написанная этого произведения стал анекдот о бедном чиновнике, который долго копил на ружьё, которое впоследствии потерял.

Гоголь несколько раз принимался за работу над повестью, ее конечный вариант появился только в 1841 году. В это же время автор работал над текстом об Италии, который коренным образом отличался по стилистике и настроению от «Шинели».

Первый вариант повести был достаточно юмористичен, однако в последующих редакциях юмор стал уступать социальной проблеме и повесть стала более сентиментальной.

Замечание 1

Данная книга написана в такой же форме как писались жития святых. Ввиду его масштабности данное произведение определяют как повесть. Эта история о титулярном советнике стала своеобразной притчей, она обладает философским смыслом.

Основные герои произведения

Основные герои повести:

  • Акакий Башмачкин – главный герой произведения, титулярный советник, обладает невыразительной внешностью, его возраст – примерно за пятьдесят. Весь его мир сосредоточен на переписывании документов, он не замечает окружающей реальности, ему чужды все радости.
  • Портной Петрович – бывший крепостной, ныне портной, периодически выпивает, он часто ремонтирует одежду Башмачкина, так же он шьет для него шинель.
  • Значительное лицо – к этому персонажу обращается Акакий Башмачкин в надежде, что тот поможет ему в поиске украденной шинели, однако Значительное лицо грозно прогоняет Башмачкина. Этот персонаж не знает, как себя вести с людьми, поэтому старается ни с кем не разговаривать, его считают замкнутым человеком.
  • Привидение чиновника – не центральный персонаж произведения, однако достаточно значимый для философского подтекста повести. На месте где был ограблен Башмачкин появилось приведение. Привидение имеет внешность Акакия Акакиевича, оно отбирает у прохожих их верхнюю одежду. Однажды приведению попадается то самое Значительное лицо, у него привидение отбирает шинель, после чего успокаивается и больше не беспокоит людей.

Анализ произведения «Шинель» Гоголя 8 класс

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сюжет произведения

Действия повести происходят в Петербурге. Главный героем является Акакий Акакиевич Башмачник, титулярный советник. Главный герой очень любит свою работу, он очень исполнительный и можно сказать, что работа — это его смысл жизни, однако его роль в департаменте является несущественной. В связи с этим он часто подвергался насмешливым нападкам более молодых сотрудников.

Однажды наступил сильный мороз, Башмачкин очень сильно мерз в своей старой шинели, он отнес ее на ремонт к портному Петровичу, однако тот сказал, что шинель совсем пришла в негодность и следует сшить новую.

Так как получал титулярный советник совсем не много, он всячески старался сэкономить деньги. Например, он перестал вечером пить чай, а дома что бы не изнашивать одежду носил только халат. Когда у него оказалась в руках необходимая сумма, вместе с портным они купили материал для шинели.

Акакий Акакиевич очень радовался новой вещи, однако поздно ночью возвращаясь домой его ограбили незнакомцы и сняли шинель с плеч.

На следящий день он пришел на работу в старой шинели. Другим сотрудникам стало жаль Башмачкина и они посоветовали обратиться ему за помощью к Значительному лицу. Значительное лицо не так давно стало значительным, а до этого он был простым чиновником, однако помочь Башмачкину он отказывается в грубой форме.

Шинель у Башмачкина была совсем худая, а на улице был сильны мороз. Вернувшись домой он серьезно заболел и через несколько дней скончался.

После смерти Акакия Башмачкина на том сама месте где его ограбили жители стали видеть приведение. Приведение было с лицом умершего Акакия. Оно пугало прохожих и отбирало у них верхнюю одежду. Однажды Значительное лицо повстречался с этим привидением. Привидение хотело заполучить именно его шинель. После того как это случилось, оно успокоилось и больше его никто не видел.

Основная тема и проблема произведения

Главной темой этого произведения является тема «маленького человека» в большом мире. Главный герой не имеет ни власти, ни денег.

Однако на самом деле отсутствие власти и денег не делают человека хуже других. Н.В.

Гоголь ставит перед читателе проблему человеческого достоинства, он заявляет о том, что не только богатые, властные люди имеет право на счастье, все люди одинаковы друг перед другом.

В своем произведении Николай Васильевич демонстрирует читателю жестокость общества к «маленьким людям». Несмотря на то, что они «маленькие», они обладают честью и достоинством.

Поэт и литературный критики Аполлон Григорьев считал, что повесть «Шинель» имеет религиозный подтекст. В тот период жизни, когда Николай Васильевич работал над этим произведением, он очень глубоко занимался изучением религиозного вопроса.

Он изучал много различной духовной литературы, в том числе и жития святых. Имя, которое он дает своему главному герою, Акакий, выбрано не случайно. В переводе это имя означает «беззлобный», «невинный». На грех главного героя подталкивает портной Петрович.

Несколько раз Гоголь употребляет слово «черт» в отношении Петровича.

В этой повести прослеживается тема искушения и одержимости смиренного Акакия Башмачкина. Изначально Гоголь представляет нам главного героя как безгрешного человека, который ведет аскетический образ жизни.

Затем на его пути встает искушение в виде обычного бытового предмета. Его разум был сильно затуманен этой вещью и радостью обладания ею, лишившись ее он теряет смысл жизни и умирает и духовно и физически.

Для восстановления справедливости Гоголь использует невероятный способ. Конец повести делает из нее фантасмагорию. Здесь пересекаются уже нереальный мир и реальный.

Замечание 2

Несмотря на то, что в конце 1830-х годов было написано немало произведений на подобную тематику — о бедствующих чиновниках, образ Акакия Башмачкина, забитого человека, который пытается встать против системы, повлиял на всю литературу 1840-ых годов.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/gogol_n_v_shinel_kratkiy_analiz/

Анализ повести "Шинель"

Анализ повести «Шинель»

Часто мыслители и литературоведы сходятся во мнении, что Николай Васильевич Гоголь стал самым загадочным русским писателем. В этой статье мы рассмотрим анализ повести «Шинель» Николая Гоголя, постараясь проникнуть в тонкие хитросплетения сюжета, а такие сюжеты Гоголь выстраивать мастер

Повесть «Шинель» — это повествование об одном «маленьком человеке» по имени Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служил самым простым переписчиком в ничем не примечательном уездном городе, в канцелярии. Однако читатель может поразмышлять о том, в чем может быть смысл жизни человека, и без вдумчивого подхода здесь не обойтись, именно поэтому мы и делаем анализ повести «Шинель».

Главный герой «Шинель» Итак, главный герой Акакий Башмачкин был «маленьким человеком». Это понятие широко используется в русской литературе. Однако больше привлекает внимание его характер, уклад жизни, ценности и настрой. Ему ничего не надо. Он отстраненно смотрит на происходящее вокруг, внутри него пустота, и по сути, его лозунг в жизни: «Пожалуйста, оставьте меня в покое».

Бывают ли сегодня такие люди? Сплошь и рядом. И их не интересует реакция окружающих, мало волнует, кто о них что думает. Но разве это правильно? Вот, например, Акакий Башмачкин. Он часто слышит насмешки в свой адрес от сослуживцев-чиновников. Над ним подтрунивают, говоря обидные слова и состязаясь в остроумии.

Порой Башмачкин промолчит, а порой, подняв глаза, ответит: «Зачем так?»

Делая анализ этой стороны «Шинели», становится видна проблема социальной напряженности.

Характер Башмачкина

Акакий страстно любил свою работу, и это было главным в его жизни. Занимался он переписыванием документов, причем работу его всегда можно было назвать аккуратной, чистой, сделанной с усердием.

А что этот мелкий чиновник делал дома по вечерам? После обеда дома, придя со службы, Акакий Акакиевич ходил взад-вперед по комнате, не торопясь проживая длительные минуты и часы.

Потом он погружался в кресло и на протяжении всего вечера его можно было застать за очередной писаниной.

смысл жизни человека в работе — это мелко и безрадостно. Вот еще подтверждение этой мысли. Затем, после такого проведения досуга, Башмачкин отправляется спать, но о чем его мысли в кровати? О том, что он будет переписывать на службе в канцелярии завтра. Он думал об этом, и это его радовало.

Смыслом жизни этого чиновника, который был «маленьким человеком», и которому уже шёл шестой десяток лет, был самый примитивный: взять бумагу, макнуть в чернильницу перо и бесконечно писать — аккуратно и с усердием. Однако другая цель в жизни Акакия, все-таки, появилась.

Читайте также:  Сочинение на тему человечность 9 класс 15.3 огэ

Другие детали анализа повести «Шинель» У Акакия было совсем небольшое жалованье на службе. Ему платили тридцать шесть рублей в месяц, и почти все они уходили на питание и жилье. Вот наступила суровая зима — подул ледяной ветер и ударил мороз. А Башмачкин ходит в изношенной одежде, которая не может согреть в морозный день.

Здесь Николай Гоголь очень точно описывает ситуацию Акакия, его старую потертую шинель, и действия чиновника. Акакий Акакиевич решает отправиться на починку шинели в мастерскую. Он просит портного залать дыры, но тот объявляет, что шинель ремонту не подлежит, и выход только один — приобрести новую.

За эту вещь порной называет гиганстскую сумму (для Акакия) — восемьдесят рублей. Таких денег у Башмачкина нет, придется скопить их, а для этого стоит войти в очень экономный режим жизни.

Делая здесь анализ, можно подумать, зачем этот «маленький человек» идет на такие крайности: он перестает пить чай по вечерам, лишний раз прачке не отдает белье, ходит так, чтобы меньше стиралась обувь… Неужели все ради новой шинели, которой он потом лишится? Но это его новая радость в жизни, его цель.

  • Гоголь пытается побудить читателя подумать, что наиболее важно в жизни, чему отдать приоритет.
  • Выводы
  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Шинель.
  • Год написания – 1841.
  • История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.
  • Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Мы вкратце рассмотрели сюжет, но выделили из него только те детали, которые нужны для того чтобы сделать четкий анализ повести «Шинель». Главный герой в духовном и физическом плане несостоятелен. Он не стремится к лучшему, его состояние убого, он не личность. После того как появляется в жизни другая цель, отличная от переписывания бумаг, он как будто меняется. Теперь Акакий сосредоточен на покупке шинели. Гоголь показывает нам и другую сторону. Как бессердечно и несправедливо относятся к Башмачкину окружающие. Он терпит насмешки и издевательства. Ко всему прочему смысл его жизни пропадает после того как новую шинель у Акакия отбирают. Он лишается последней радости, вновь Башмачкин печален и одинок. Здесь во время анализа видна цель Гоголя — показать суровую правду того времени. «Маленьким людям» суждено было страдать и погибать, они были никому не нужны и неинтересны. Точно так же, как гибель Башмачника не интересовала его окружение и тех, кто мог оказать ему помощь. Вы прочитали краткий анализ повести «Шинель» Николая Гоголя. В нашем литературном блоге вы найдете множество статей на разную тематику, в том числе анализы произведений.Краткий анализ

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В.

Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства.

Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено.

Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений.

Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Тема

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь.

В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа.

Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа.

Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости.

Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

  1. Главные герои
  2. О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Шинели».
  3. Жанр

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения.

Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку.

Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

  • Рассуждение
  • Что такое равнодушие?

Пример равнодушия из произведения Н. В. Гоголя «Шинель» (ЕГЭ по русскому)

Что такое равнодушие? Попробую над этим поразмышлять. Я считаю,что равнодушие — это одно из самых низких и подлых чувств, характеризующиеся полным отсутствием сострадания и понимания к другим людям. Мне кажется, что равнодушие можно отнести к основным признакам отсутствия гуманизма.

В подтверждение приведу пример из повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель». Над главным героем произведения, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, который работает титулярным советником, постоянно издеваются его коллеги, ради смеха.

Робкий и причудливый, Акакий Акакиевич все это терпит и может дать отпор лишь в том случае, если ему мешают работать.

Чиновники не задумываются о том, какую боль, страдание и оскорбление они причиняют человеку, тем самым проявляется их равнодушие и бессердечность.

Пример равнодушия можно найти и в современном обществе. Все чаще в новостях, Интернете и социальных сетях появляются видео-ролики, на которых прохожие просто проходят мимо человека, которому стало плохо на улице, стараясь не обращать на него никакого внимания.

Вся эта ситуация невероятно ужасна!!! Ведь человек может умереть, так как люди не предпринимают никаких мер для оказания помощи. И страшно то, что многие не осознают всей ответственности в такие сложные минуты. Увы, с течением времени безразличие все больше проникает в сердца людей, не понимающих или, скорее, не желающих понять, что оно их же и погубит.

Не зря Горький говорил: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека».

Итак, можно сказать, что равнодушие – один их самых главных пороков человечества. Хочется верить, что в будущем люди станут добрее и отзывчивее друг к другу. Я уверена, что только в таком обществе, где царят уважение и сострадание, человек может чувствовать себя счастливым.

Равнодушие

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель.

Над Акакием Акакиевичем Башмачкиным постоянно ради смеха издеваются его коллеги. Они не задумываются о том, какую боль, страдание и оскорбление причиняют человеку, проявляя равнодушие и бессердечность.

2

Источник: https://multiurok.ru/files/analiz-povesti-shinel.html

Анализ повести «Шинель» (Н. Гоголь) | Литерагуру

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

История создания

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте.

Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время.

Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой.

Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо.

Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа».

Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений.

Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя.

Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в  повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих.

Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?
Читайте также:  Сочинение капитан тушин в романе война и мир (образ и характеристика)

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья.

Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников.

После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин. Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.

Темы

  • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
  • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
  • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
  • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

Проблематика

Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

  • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
  • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
  • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
  • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

В чем смысл повести?

Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета.

Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров.

В этом заключается основная мысль произведения.

Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

Чему учит?

«Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

Критика

В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г.

Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К.

Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки.

Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-povesti-shinel-n-gogol/

«Шинель» (Н. Гоголь)

Цитата: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

История создания

На создание «Шинели», как и на написание «Ревизора», Гоголя вдохновила публично рассказанная забавная история. Звучала она так: жил-был один бедный чиновник. И очень этот чиновник любил охотиться. Мечтал о хорошем ружье. Долго копил чиновник деньги на это ружьё. Наконец купил — но потерял его, плывя по Финскому заливу. Очень расстроился, пришёл домой и умер.

Николай Васильевич увидел в этой истории больше трагедию, чем комедию, — и написал «Шинель».

Проблематика: человеческое достоинство маленького человека.

Смысл названия: новая шинель — та оболочка, которая позволила бы Акакию Акакиевичу быть принятым в мире чиновников и не ощущать их презрения. Шинель становится смыслом жизни главного героя.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть (из цикла « Петербургские повести »).

Жанровые особенности: «Шинель» написана в житийной традиции и формально схожа с описаниями жизни святых. Поэтому повесть следует читать как притчу с философским подтекстом.

Кстати, с глубиной содержания связано и жанровое определение: по объёму «Шинель» ближе к рассказу, но вечные проблемы бытия, раскрытые в ней, выводят это произведение на иной уровень.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в Петербурге.

Действующие лица

  • Акакий Акакиевич Башмачкин — титулярный советник, маленький человек. Старше 50 лет, лысеет, не женат, не имеет друзей. Искренне любит свою работу — переписывать бумаги от руки.
  • Петрович — портной, бывший крепостной, кривой на один глаз, любит выпить.
  • «Значительное лицо» — лицо, недавно получившее повышение и стремящееся всем показать свою значительность.

Краткое содержание

Акакий Акакиевич Башмачкин был ничем не примечательным человеком. Он любил переписывать бумаги, но был, в общем-то, незначительным, и все над ним посмеивались. Жалование у Башмачкина было скромное — 400 рублей.

Однажды шинель Акакия Акакиевича совсем прохудилась. Он попросил портного Петровича зашить, но и шить-то уже было нечего — вся ткань гнилая. Надо шить новую. Акакий Акакиевич стал экономить: отказался от чаепитий, старался ходить на цыпочках, чтобы беречь ботинки, реже отдавал бельё стирать, а дома носил только халат. Наконец деньги были накоплены, и Акакий Акакиевич получил новую шинель.

В департаменте все его поздравили и пригласили на именины к коллеге. Ночью Акакий Акакиевич возвращался домой, как тут к нему подошли неизвестные и со словами: «А шинель-то моя!» — драгоценную одежду отобрали.

Квартирная хозяйка советовала обратиться в полицию. Акакий Акакиевич обратился — но толку никакого. На работу он пришёл в старой шинели. Сотрудники пожалели его и посоветовали обратиться за помощью к «значительному лицу», но это «лицо» так накричало на Башмачкина, что тот ушёл, «себя не помня».

Было холодно, старая шинель не грела, и Башмачкин слёг, а через несколько дней умер. Только у Калинкина моста появился призрак в образе чиновника, снимающий с прохожих верхнюю одежду. Кто-то даже узнал в этом призраке Акакия Башмачкина. Однажды мимо моста проезжало «значительное лицо». Призрак с криком: «Твоей-то шинели мне и нужно!» — снял с «лица» верхнюю одежду и больше не появлялся.

Экранизации

  • «Шинель» (СССР, 1959, в роли Башмачкина — Ролан Быков);
  • «Шинель» (1981, СССР, мультфильм, режиссёр Юрий Норштейн);
  • «Шинель» (СССР, 1926, немой фильм).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В честь кого главный герой «Шинели» был назван?

Ответ. В честь отца — Акакий Акакиевич.

К какому типу героев можно отнести Башмачкина?

Ответ. Акакий Башмачкин — представитель типа героя, который называется маленьким человеком. Первым представителем этого типа героя стал Самсон Вырин (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»). Маленький человек безобиден и зауряден, но от того не менее значим, чем любой другой человек.

В какой цикл повестей включена повесть Н. В. Гоголя «Шинель»?

Ответ. «Петербургские повести».

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquoshinelraquo_n_gogol.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector