Сочинение петербург достоевского

Главная страницаПреступление и наказание

Сочинение Петербург Достоевского
Петербург является местом основных событий в романе «Преступление и наказание».

Как известно, Петербург во времена Достоевского являлся столицей Российской Империи. 

В 1860-е года обстановка в Петербурге не была вполне благополучной: уровень преступности возрастал, увеличивалось количество бедного населения (семья Мармеладовых), появлялось все больше женщин «непристойного поведения» (Соня Мармеладова) и алкоголиков (Мармеладов). 
На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).

Среди молодежи и «прогрессивного населения» набирал популярность нигилизм, «модное безверие» (Раскольников), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (Лебезятников), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти явления нашли отражение в романе «Преступление и наказание».

Петербург времен Достоевского — это центр всех «новостей, реформ и идей» страны:

«Все эти наши новости, реформы, идеи — все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге…» (Лужин о Петербурге)

Сочинение Петербург ДостоевскогоПо словам Свидригайлова, Петербург — это город канцеляристов и семинаристов:

«Город канцеляристов и всевозможных семинаристов!…» (Свидригайлов о Петербурге)

Свидригайлов считает Петербург городом «полусумасшедших»:

«…я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. 

Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем…» (Свидригайлов о Петербурге)

Петербург середины XIX века — это крупный, густонаселенный город, из-за чего здесь нередко случается «толкотня»:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…» 

«Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой.» 

Петербург плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся «громадными, теснящими и давящими»: 

«…его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам…» 

По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, поэтому женщинам не стоит одним ходить по улицам. Об этом говорит Разумихин:

«…я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…» (Разумихин сестре и матери Раскольникова)

В Петербурге проживает множество иностранцев, которые держат свои лавки и т.д. Среди иностранцев есть и состоятельные люди, как например, Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры Мармеладовых:

«…все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас!…» (Катерина Ивановна Мармеладова о Петербурге)

В Петербурге Достоевского живет много бедного населения. Например, студент Раскольников снимает комнату в районе Сенной площади, где живут рабочие и ремесленники. В районе Сенной много «грязи, вони и гадости», по мнению Раскольникова: 

«Он был до того худо одет…Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой…»

«…в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость. Тут ему вспомнились его собственные прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся.»
В районе Сенной, где проживает Раскольников, расположено много распивочных. В этой части города в любое время дня можно увидеть много пьяных:

«Близость Сенной, обилие известных заведений…» 

«Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины…» 

«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики.»  

«Он находился на -ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги.»

В летние месяцы Петербург превращается в грязный и душный город с «зараженным воздухом»:

«…а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!..»

«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…»
Состоятельные горожане летом живут на дачах за городом, а бедное население вынуждено дышать «вонючим» воздухом летнего Петербурга:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…»  

Многие небогатые жители Петербурга селятся в больших многоквартирных домах (что-то вроде «коммуналок»). . Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимаю жилье в «доходном доме» Амалии Ивановны Липпевехзель.

В подобных «доходных домах» жилье сдается без кухни, поэтому квартиранты не готовят себе еду. Обычно хозяева дома сами обеспечивают жильцов обедами. Так, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже лишается питания из-за долгов за квартиру. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:

«…(как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч.)…»

«Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать…» 

«Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог.»

Основным общественным транспортом в Петербурге в XIX веке являются извозчики. Богатое население ездит на своих собственных щегольских колясках, а бедные люди нанимают извозчиков, чтобы добраться в то или иное место:

«Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей…»

«…и полуразвалившиеся извозчики.»  

«Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами…»

Это был цитатный образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание в цитатах.

Смотрите: 

Все материалы по «Преступлению и наказанию»

Источник: https://www.alldostoevsky.ru/2015/02/obraz-peterburga-prestuplenie-i-nakazanie.html

Петербург Достоевского (сочинение по роману "Преступление и наказание")

Город Санкт-Петербург с самого своего основания прочно занял позиции в произведениях русских писателей как место действия, а порой и в качестве главного героя. К его образу обращались А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, поэты Серебряного века — А. Блок, О. Мандельштам, А. Ахматова.

Замечательные образы Петербурга многих эпох — от Петра I до начала XX века — запечатлел в своем творчестве А.Н. Толстой. Не ушёл от этой темы и Ф.М. Достоевский: в романе «Преступление и наказание» этот город предстаёт свидетелем или даже участником разыгравшейся в его недрах жизненной трагедии.

Писатель уводит нас от парадного великолепия дворцов и площадей, и мы вместе с ним оказываемся по другую сторону петербургских декораций, где всё пространство заполнено домами с облупленными фасадами.

Они поставлены друг к другу столь близко, что, высунув руку из окна одного дома, можно без труда дотянуться до стены другого, стоящего напротив.

Лестницы, залитые помоями, и комнаты, которые «походят более на шкаф, чем на квартиру», составляют внутренность этих зданий.

Молодой человек идёт по улице, но его не поражают архитектурные шедевры «русской Венеции» — его изнуряет «жара страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса,кирпич и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу».

Этот город уже смолоду отнимает у человека силы, здоровье и душевное спокойствие, гнетёт всякого, кто не обладает властью.

Живущие в каменных мешках «бедные люди» (они незаметны с балконов петербургских дворцов) неминуемо становятся жертвами этого ослеплённого блеском и поражённого нищетой города.

Описывая Петербург, Достоевский не просто показывает его нам визуально, в качестве фона, на котором развиваются события.

Он даёт нам возможность почувствовать этот город во всех его измерениях, ощутить его звуки, запахи, осязать его камни.

Невозможно в полной мере представить себе Петербург, каким изобразил его Достоевский, без «нестерпимой вони из распивочных», без ругани и крика, тесноты, духоты и давки на улицах: «Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек».

В романе большое значение имеет цветовая характеристика города. Основными при описании Петербурга выступают все оттенки жёлтого цвета, символизирующего ещё со времён средневековья болезнь и безумие.

Именно в жёлтый цвет окрашена мебель в комнате Алёны Ивановны, обои в её квартире также жёлтого цвета, как и стены в каморке, где живёт Раскольников. Мы видим чуть желтоватые стены в комнате Сони, жёлтый камень в перстне Лужина, и, наконец, сами дома в этом мрачном городе выкрашены также в жёлто-серый цвет.

Петербург Достоевского жестоко и неизлечимо болен, как больны и его жители — герои романа «Преступление и наказание» (в памяти остаётся данное как бы крупным планом лицо Мармеладова).

Однако и среди этой картины всепоглощающей нищеты и униженного человеческого достоинства писатель подаёт нам надежду на избавление от суеты и мерзостей петербургской жизни. Символом надежды в романе является зелёный платок Катерины Ивановны, который она носит до самой своей смерти. А после её смерти платок переходит к Сонечке.

Отныне он будет сопровождать её везде: и в Петербурге, и на каторге, куда она самоотверженно отправится за Раскольниковым и где свершится его перерождение, начнётся «новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Таким образом, в конце романа зелёный цвет — цвет Сониного платка, цвет жизни, надежды и веры — преобладает над жёлтым цветом погрязшего в нищете и безумии Петербурга.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/peterburg_dostoevskogo_sochinenie_po_romanu_prestuplenie_i_nakazanie/66-1-0-1810

Петербург Ф.М.Достоевского по роману «Преступление и наказание». Сочинение по литературе

Приезжая через некоторое время в город, где знакома, кажется, каждая соринка, открываешь его словно заново. Происходят события, так или иначе влияющие на отношение человека ко всему городу.

Каждый будет чувствовать что-то свое, проходя по одной и той же улице.

Каким же видел Петербург Достоевский? Как относился к этому городу человек, мнение которого очень ценилось в кругу друзей и было подтверждением индивидуальности Федора Михайловича?

Начнем с того, что Петербург того времени был столицей, и жить в нём считалось очень престижно: лучшие салоны, пышные балы, почти весь высший свет собрался там. Опять же, близость Европы оказывала свое влияние.

На фоне всего этого величия и светского блеска, люди низшего происхождения казались ещё мельче и незначительнее. Внешняя оболочка Петербурга очень заманчива: соборы, дворцы. Все торжественно, и на первый взгляд, безупречно.

Всё дышит спокойствием, наводит на размышления и воспоминания.

Достоевский любуется величественностью города, но у всякой медали есть обратная сторона. Что будет, если приподнять маску? Какое лицо обнажится тогда? Выражение этого лица – не что иное, как отражение впечатлений и злоключений Раскольникова. Унижения, грязь, голод и холод.

Люди, в чьих руках будущее, кто может что-либо изменить, тупы и безнравственны. В их душах не осталось ничего человеческого, они не способны на сострадание. Они могут лишь снисходительно пожалеть, дать двугривенник какому-нибудь Родиону, перенесшему страшное оскорбление.

Как будто с помощью материального можно залечить раненое самолюбие. Что ж выходит? Громада убила в человеке личность? Породила черствых и безнравственных монстров и жалких маленьких людей.

Но ведь есть Сонечка Мармеладова, есть Раскольников, есть и другие, но все они, к сожалению, бесправны, и не в силах что-либо изменить.

Но главную роль Достоевский отводит именно им, потому что человек, переживший нужду и горе, не останется равнодушным к страданиям ближних. Достоевский верит, что именно люди создают город, его неповторимую атмосферу, и именно через своих героев, их глазами он дает нам взглянуть на свой Петербург.

Читайте также:  Сочинение по картине первый снег пластова (4 класс)

Именно от мыслей человека и зависит то, как будет выглядеть город, переулок, дом: угрюмым, холодным, бесчувственно-величественным или же светлым, теплым и полным доброты. Конечно, когда среди угрюмых лиц, даже самый позитивный человек захандрит – так и распространяется мрачность, серость и бездушие.

И, конечно, у Достоевского были противоречия и метания, но одно оставалось неизменно: Петербург – это часть Родины, это город, на чью долю выпало много испытаний. Город, который можно любить или не любить, но нельзя не уважать и не гордиться им. Такова уж участь наших столиц. Что тогда Петербург, что сейчас Москва.

В них, как в кривых зеркалах, насмешливо и зло, но до ужаса правдиво отражается вся Россия, а она – ни хорошая, ни плохая – она наша, и мы сделали её такой, какая она есть сейчас.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/dostoevsky-f-m/dostoyevskys-petersburg-on-novel-crime-and-punishment

Сочинение: Петербург Достоевского и Толстого

Петербург Достоевского и Толстого

Два величайших писателя, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, почему-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище — Петербург. Это свое негативное отношение к северной столице они отразили в своих бессмертных произведениях.

«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — констатирует Свидригайлов, герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». И действительно, Петербург театрально красив, но абсолютно плосок и прям, как шахматная доска.

Единственное отступление от плоскости — это арки мостов, единственное нарушение прямизны — это изгибы рек и каналов. Петербург был построен на пустом месте, среди болот, и эта напряженная искусственность давит постоянно.

Можно восхищаться архитектурными красотами этого города и одновременно сходить с ума от ощущения замкнутости и одиночества.

Это происходит с героями романов Достоевского.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши», — пишет Достоевский в «Преступлении и наказании», прослеживая связь между «исступленными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки. Эта каморка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной каморки — большого города. Только в духоте узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорбленных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и молодости… Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся «на аршине пространства», дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяет злорадство и любопытство к несчастью ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни.

В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека: «необычным холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина».

Если для Достоевского Петербург — это холодный исполин, огромная бездна, мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных лестниц, грязных углов, город — соучастник преступления Раскольникова, то для Толстого Петербург — замкнутое пространство, «тюрьма» для души, где положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспомним, как неуютно князю Андрею в Петербурге светских салонов и гостиных. Он чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит он Пьеру при встрече с ним: «Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не для меня».

Петербург для Толстого — это источник искушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера после того, как он стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяжкие: пьет, кутит, устраивает нелепые шалости вроде случая с медведем, ведет праздный, бессмысленный образ жизни.

Подобно напряженной искусственности архитектуры этого города, искусственность и фальшь царят в душах представителей петербургского высшего света. Интриги, придворные сплетни, карьера, богатство — вот их интересы, вот все, чем они живут.

Все здесь насквозь пропитано ложью: и дежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и лакированные от чужих нескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любезность таких, как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, естественного, простого (того, что так ценит в человеке Толстой).

Их речь, жесты, интонация и поступки определяются «условными правилами светского поведения». Город, в котором они живут, сыграл с ними мрачную шутку, наложив свой отпечаток на их души: он сотворил их по своему образу и подобию.

Несмотря на то, что два величайших писателя по-разному изобразили Петербург в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое: оба они не любят и не принимают его.

Источник: http://dodiplom.ru/ready/98282

Сочинение: Петербург Достоевского

Петербург Достоевского – среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них – город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.

Человек в Петербурге одинок. Как говорит Николка, в нем есть все, кроме отца и матери. Не случайно важнейшим словом в описании города и состояния героев становится слово «душно». В Петербурге нет покоя душе человека. Нигде не теплоты человеческого общения, домашнего уюта.

Несчастье обитает в Петербурге, ломает судьбу героев, приводит их к предельному отчаянию. Не случайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно располагающих к снам наяву.

Именно сном кажется автору эта неестественная, призрачная жизнь столицы, так разительно не похожая на норму человеческого бытия.

Образ Петербурга прочно ассоциируется в русской литературе с желтым цветом. Правда, это стало вполне очевидно уже после Достоевского, в поэзии XX века.

Так строки «петербургских» стихов Блока: «В эти желтые дни меж домами мы встретимся…», «И на желтой заре фонари…»; Анненского: «Желтый пар петербургской зимы…», «И Нева буро-желтого цвета…»; Мандельштама: «…к зловещему дегтю подмешали желток…».

Вероятно, и в романе Достоевского обилие «желтого» как-то связано с самим ощущением Петербурга, его общего колорита.

Желтый цвет – основной «цвет» романа. В квартире старухи-процентщицы комната «с желтыми обоями», мебель из «желтого дерева», картинки «в желтых рамках». Даже во сне, когда Раскольников как бы повторяет убийство, ему бросается в глаза «желтый диван» в комнате старухи.

Само лицо героя после болезни становится «бледно-желтым». «Желтое» лицо и у Мармеладова. На Петровском острове «ярко-желтые» домики. Этот перечень можно бы продолжать и дальше.

Желтый – это как бы цвет того мира, того пространства, где было задумано и совершено преступление.

В Петербурге Гоголя есть те же «серые, желтые и грязно-зеленые дома», с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном городе мелькнет хоть «один луч света».

В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей.

Об этом думает Раскольников, идя на убийство: «…он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях». Так входит в роман тема города и человека.

Достоевский – писатель-гуманист, он протестует против существования губительного зла. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновение («улица вдруг блеснет»), фантастика, контрасты – вот Петербург Достоевского.

Образ Петербурга в романе символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой – является сам действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

«Чрезвычайное потрясение»

Величина Достоевского-художника обусловлена, в частности, тем, что он с поразительной остротой и глубиной осознавая всю грандиозность и далеко идущие последствия той исторической ломки, которая началась в России в 60-х годах XIX века. Он чувствовал, что надвигаются по размаху социальные, технические, идейные и нравственные перевороты, которые действительно и произошло уже после его смерти, в XX веке.

И главное здесь вовсе не в прямых «пророчествах» и предсказаниях будущих событий (хотя и их можно найти Достоевского), а в необычайно ясном и углубленном видении тогдашних, современных Достоевскому процессов и фактов, в которых выражалась подготовка и нарастание грядущего всемирно-исторического переворота.

Достоевский вполне определенно говорил о том, что в современном ему обществе господствует «чрезвычайное экономическое и нравственное потрясение: …Прежний мир, прежний порядок… отошел безвозвратно… Все переходное, все шатающееся». Вскоре после окончания «Преступления и наказания» он писал: «Порассказывать толково то, что мы все, русские, пережили в последние десять лет в нашем духовном развитии – да разве не закричат… что это фантазия!».

Конечно, это «чрезвычайное потрясение» только лишь началось в эпоху, когда Достоевский создавал «Преступление и наказание», и лишь наиболее чуткие и проницательные люди могли предвидеть его последствия.

Те процессы и факты, которые поставил в центр внимания Достоевский, многим его современникам представлялись всего лишь случайными и исключительными явлениями, не воплощавшими в себя существа исторического развития. И само отражение этих явлений в романе Достоевского многие рассматривали именно как «фантазию» или в лучшем случае как опыт изображения патологических и уникальных характеров и ситуаций.

Стремясь схватить существо «чрезвычайного потрясения», обусловленного начавшимся переходом к новому состоянию мира, Достоевский обращается к конкретным жизненным фактам — в том числе к тем, которые повседневно отражаются на страницах газет. В самом начале работы над «Преступлением и наказанием» он писал, объясняя реальные истоки своего замысла: «Есть… много следов в наших газетах о необыкновенной шатости понятий, подвигающих на ужасные дела».

Исходя из этих «фактов действительной жизни», Достоевский и создал «переступающих» нормы людей – и весь преступный мир романа, преступный Петербург.

«Я смутно предчувствовал всю мою будущность в эти смертельные три часа нашего въезда…» Он смотрит на город своей судьбы, на глухую и величественную панораму надвигающейся столицы: кажется, никогда еще не возникало у него подобного чувства – такого грозного ощущения грядущей беды, такого мучительного сомнения в неотменности выбора: «Весь этот спектакль решительно не стоит свечей».

Для Достоевского Петербург с самого начала был и навсегда остался «самым фантастическим городом с самой фантастической историей», «самым отвлеченным и умышленным городом на всем земном шаре». Об этом сказано в «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863) и в «Записках из подполья» (1864).

Как это было у Гоголя, фантастика и «умышленность» Петербурга, так остро почувствованные Достоевским, существовали в его видениях и прозрениях не сами по себе, а в единстве с «тускло прозаическим и обыкновенным, чтобы не сказать: до невероятности пошлым».

Таким мы видим Петербург уже в самых ранних художественных произведениях Достоевского.

Несчастный Макар Девушкин из «Бедных людей», робкий и великодушный, с тяжкого похмелья стремительно бродит по Фонтанке и Гороховой, «чтобы как-нибудь освежиться», и наблюдает резко контрастные сцены столичного быта, на который, при всей их будничности, тем не менее лежит печать чего-то странного, необыкновенного.

Эти картины еще сильно отдают Гоголем, но как все меняется уже в «Двойнике», снабженном и подзаголовком: «Петербургская поэма». Вот вещь единственная в своем роде, подвергшаяся, как только она появилась, близорукому осуждению, да и доныне, пожалуй, не разъясненная в должной мере.

Здесь уже безраздельно господствует двуединая стихия «пошло-фантастического», и сам замученный галлюцинациями пошлейший Яков Петрович Голядкин, с его нелепыми повадками и ужимками, с его горячкой и смятением, есть ничто иное, как исчадие такого же горячечного, фантасмагорического, ненадежного и внушающего неописуемый страх Петербурга.

Вот ровно в полночь, когда бьют часы, выбегает господин Голядкин «вне себя» все на ту же набережную Фонтанки возле самого Измайловского моста (участок города для дальнейшего дотошного описания выбран безошибочно!) – и словно растворяется в ненастной петербургской ночи.

А ночь в самом деле была ужасная – «ноябрьская, мокрая, туманная, дождливая, снежливая, чреватая флюсами, насморками, лихорадками, жабами, горячками всевозможных родов и сортов, одним словом всеми дарами петербургского ноября.

Ветер выл в опустелых улицах, вздымая выше колец черную воду Фонтанки и задорно потрагивая тощие фонари набережной, которые в свою очередь вторили его завываниям тоненьким, пронзительным скрипом, что составляло бесконечный, писклявый, дребезжащий концерт, весьма знакомый каждому петербургскому жителю».

Читайте также:  Женские образы в произведении герой нашего времени

Петербург Достоевского – это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его героев. «В атмосфере туманов этого призрачного города» зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы.

Все сконцентрировано и сгущено вокруг человека, «оторвавшихся от божественных первооснов». Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном духовном пространстве, несколько напоминающим гоголевский и некрасовский город, но еще более жестокий, фантастический и реальный одновременно.

Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, Сенная и Калава, убогие, темные комнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы, облитые помоями – вот фон, на котором развязываются конфликты и трагедии «самого петербургского» романа Достоевского – «Преступление и наказание».

Многие блуждания главных героев происходят на закате (мотив заходящего солнца). Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге.

Ф.М. Достоевский считал, что большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу человека пагубное влияние. Настойчиво и подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость и смрад, запыленный городской камень, от которого нигде нет спасения.

Это неживая материя, которая подавляет, порабощает человека, задыхающихся в этих каменных бесчувственных громадах. «Город – трагическая судьба человека. Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальничестве».

Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую его действительность. Столица николаевской империи предстала перед ним со всеми своими контрастами и противоречиями. Многое ему показалось странным и непонятным.

«Еще с детства, затерянный, заброшенный в Петербурге, я как-то все боялся его. Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какой-то тайной». И в эту тайну хотелось проникнуть, понять, как и чем живут жители громадного города – и в первую очередь обитатели нищих кварталов. Все чаще задумывался Д.

над участью бедных и обездоленных людей, и у него возникало страстное желание рассказать о их жизни.

При каждом упоминании Белинским Иисуса Христа у будущего автора «Карамазовых» мгновенно менялось лицо – «точнее заплакать хочет…» Учитель бил в самую уязвимую точку. Его собеседник мог простить ему многое; мог даже понять необходимость «бунта».

Но Белинский, как бы дразня «чуть не плачущего Достоевского, употребляя крепкое словцо (оно, как помним, наличествовало в последней строфе «Послания», однако применительно ко Христу не имело ни малейших шансов появиться в печати).

Это было непереносимо и через много лет вспоминалось как тяжелое личное оскорбление.

«Дитя неверия и сомнения», убежденный, что он останется таковым «даже… до гробовой крышки», Достоевский, тем не менее, «сложил в себе символ веры». Ему удается пронести эту веру через «горнило сомнений», кажется, излюбленный им образ лишь закалился в его всепожирающем пламени.

В 1854 году, выйдя с каторги, он напишет Н.Д. Фонвизиной, что если б ему доказали, «что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа», то ему «лучше хотелось бы оставаться со Христосом, нежели с истиной».

Достоевский допускает (пусть теоретически), что истина (которая есть выражение высшей справедливости) может оказаться вне Христа: например, если «арифметика» автоматически докажет, что дело обстоит именно так.

Но в таком случае сам Христос как бы оказывается вне Бога (вернее, вне «арифметики», тождественной в данном случае мировому смыслу) И Достоевский предпочитает оставаться «со Христосом», если вдруг сама истина не совпадет с идеалом красоты. Это тоже своего рода бунт: остаться с человечность и добром, если «истина» по каким-либо причинам окажется античеловечной и недоброй.

Годы, проведенные на каторге и солдатской службе, серьезно отразились на мировоззрении Достоевского. Он разочаровался в утопическом социализме, у него складывается новая система общественно-политических и этических взглядов, получившая название «почвенничества» и представляющая собой вариант христианского социализма.

По его мнению, современное состояние общества, называемое цивилизацией, является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя, разрушая живые связи между людьми. Утрата высших духовных ценностей, каковыми выступают ценности христианства, неизбежно влечет за собой создание ложных кумиров, которым начинает поклоняться человек.

Атеистический индивидуализм, по мысли Достоевского, может привести человечество к катастрофическому концу. Но у человечества есть вечный идеал, воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться по мере своего развития.

Идею разумного и гармонического общества социалисты, как считает Достоевский, взяли в христианстве, но наметили ложный путь ее осуществления. Идеал – это привнесение своего «я» в пользу другого посредством любви. Стремление к этому идеалу – нравственный закон, неисполнение которого заставляет человека страдать. По убеждению Достоевского, этот нравственный закон христианства лучше других уберегла русская культура.

Еврей Иисус

Достоевский, как, скажем, Тютчев, считал русский православный народ народом мессианским, явившимся в мир, чтобы спасти его, открыв человечеству некие выстраданные революционные истины. Библия же называет мессианским другой народ – евреев.

Достоевский не менее, чем Пушкин, был чрезвычайно чуток ко всему остронациональному, к тому, что является оригинальность, национальную специфику.

И его не могла не изумить способность евреев к самоидентификации, о чем он и написал в «Дневнике писателя».

Всю жизнь Достоевский стремился к идеалу, универсальность и безусловность которого объединила бы материалистическую силу Запада с духовной глубиной Востока. Таким идеалом для него был еврей Иисус из Назарета, олицетворявший единство иудео-христианской цивилизации.

«Красота мир спасет», — эта фраза Достоевского сегодня стала расхожей, хотя мало кто, наверное, вспоминает о ее первоначальном звучании: «Красота Христа мир спасет».

Свое представление об идеале писатель выразил в захватывающей универсальной формуле – «положительно прекрасный человек», в которой этика совпадает с эстетикой, каковое совпадение, по мнению современных философов, — достояние далекого будущего. Эта формула годна для любой эпохи, любого класса, любой личности.

Безусловно, все романы Достоевского носят истинную христианскую идею. Именно фраза Достоевского «Красота Христа мир спасет» спасала угнетенных людей на протяжении веков, она спасала и Петербург, созданный велики?

Источник: https://cwetochki.ru/ref-sochinenie-peterburg-dostoevskogo.html?page=3&per-page=30

Петербург Достоевского

Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Достоевского. С этим городом связаны многие воспоминания писателя. Известно, что в 1838 г. братья Достоевские по желанию отца поступили в Главное инженерное училище. После Москвы Петербург показался Достоевскому подчеркнуто угрюмым и холодным. Он предстал своеобразной средой, глубоко воздействующей на человека.

Достоевский – писатель-урбанист, создавший страшный портрет большого города, города – “спрута”, который подчиняет и обезличивает человека. Прежде всего это, конечно, Петербург.

Только здесь – в обстановке скуки, пошлости, преобладающих над искренностью правил приличия и деловитости – могли появиться пушкинские Германы, гоголевские Пискарев, Чертков, Башмачкин.

Из этой среды выведены Достоевским герои “Бедных людей”, “Белых ночей”, “Преступления и наказания”.

В романе “Бедные люди” главный герой, Макар Девушкин, постоянно испытывает чувство страха перед громадой дымящего и гремящего Петербурга. Образ мечтателя в повести “Белые ночи” освещен мягким и печальным полусветом летнего ночного Петербурга.

Читателю ночная столица кажется намного спокойней и “дружелюбней”, чем яркий дневной город, который, однако, не может “согреть” его гранитные “внутренности”. В “Преступлении и наказании” тот Петербург, что воплощает величие власти и силы, остается вне романа. В Петербурге Родиона Раскольникова жизнь застыла в неподвижных, чуждых человеку формах.

В них нет того исторического смысла и живой красоты, которые видел в граде Петровом Пушкин. Этому городу нельзя сказать: “люблю тебя…”.

С ним вообще невозможно говорить, как, например, мечтатель “Белых ночей” разговаривал со знакомыми домами.

В том Петербурге, где разворачивается сюжет “Преступления и наказания”, жизнь находится в состоянии социального и нравственного разложения. Петербургская атмосфера угнетает людей. Многие герои романа говорят о петербургской “духоте”, об отсутствии “воздуха”. Первые же страницы романа переносят читателя в один из переулков Петербурга близ Сенной площади.

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, все это разом неприятно потрясало и без того уже расстроенные нервы юноши”. Сам автор неоднократно сообщает о петербургской жаре, “спертом воздухе”, неприятных запахах.

Духота петербургских трущоб – частица общей атмосферы романа – душной и безысходной. Есть определенная связь между мыслями Раскольникова и “черепашьей скорлупой” его каморки, “крошечной комнатушки шагов шесть длиной”, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким деревянным потолком.

Картину тесноты, удушающей скученности людей, находящихся “на ограниченном пространстве”, усугубляет чувство духовного одиночества.

Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной рассказывает Мармеладов потрясающую своим трагизмом историю собственной жизни; сбегаются на скандал жильцы дома, в котором живет Катерина Ивановна.

В романе возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного к судьбе человека: “необъяснимым холодом” веет на Раскольникова “от этой великолепной панорамы”, духом немым и глухим полна “была для него эта картина”.

Серый, мрачный город, в котором на каждом углу расположены распивочные, зазывающие бедняков залить горе, а на улицах – пьяные толпы и проститутки, представляется своеобразным “царством” нищеты, бесправия. Петербург формирует особый тип личности. Это город, в котором искусственно созданные идеи заменяют естественные, нравственные убеждения человека.

Не случайно Свидригайлов говорит, что Петербург – ” город полусумашедших. …Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”.

Городской пейзаж несет большую художественную нагрузку. У Достоевского пейзаж – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Он внутренне связан с изображаемым человеческим миром и подчеркивает ощущение безысходности, испытываемое героями произведений Достоевского.

(2 votes, average: 4.00

Источник: https://goldsoch.info/peterburg-dostoevskogo/

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Город, признанный культурной столицей России, часто становится самостоятельным героем художественных произведений.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» противоречив. Он не поражает красотой дворцовых площадей. Он пугает замкнутостью помещений, их убогостью и темнотой. Почему автор выбрал местом своего сюжета красивейший город? Что хотел показать своему читателю?

Контраст описания

Город особенный для восприятия при посещении поражает и читателя. Перед слушателями встают картины нищеты, преступности, пьянства, ростовщичества, распутства. Петербург переживал все новые тенденции, которыми наполнялась страна. В городе нашли место идеи разных молодежных направлений.

Столица Российской империи 1860 года была центром пороков и прогрессивных явлений. Огромное количество учебных заведений привело к появлению новых классов – семинаристы, канцеляристы. Огромное количество населения меняет психологию жителя города. Свидригайлов видит в людях больных – полусумасшедших.

Они разговаривают сами с собой, не находя людей, с кем можно поделиться мыслями, уходят в себя и начинают развивать абсурдные идеи, далекие от реалий жизни. Петербург – город резких изменений в климате. Они также отражаются на людях. Толкучка, духота ощущаются при чтении романа.

Контраст создается даже с обстановкой, в которой находится человек, изучающий гениальный текст. Хочется открыть окно и вздохнуть полной грудью свежего воздуха. Давят дома, кажутся уже улицы, в души проникает страх, в глаза — пыль.

Больше страниц описывают жизнь бедных, богатые проходят каким-то непонятным фоном, своей особой жизнью. Их город другой, общие только названия.

Раскольников и Петербург

Бедный студент Раскольников поселился в районе Сенной площади. Здесь нет красивых фонтанов, уютных садов. Заведения для пьянки и отдыха нищих, больных и мрачных.

Прогулки по этой части города не вызывают восторга, более того они опасны для женщин: Разумихин предупреждает сестру и мать Григория, что без провожатого им нельзя идти по Сенной. Из распивочных выходит грязный спертый воздух.

В домах вонь и смрад. Практически все важные события проходят на улицах:

  • Смерть Мармеладова;
  • Самоубийство Свидригайлова.
  • На улицах постоянно появляются дети. Читатель ощущает, что они лишние в этих сценах, но понимает, дети – часть трущоб Петербурга. Их будущее – нищенские углы темных комнат.

    Автор объясняет, как в уме Раскольникова могли появиться страшные мысли об убийстве. Жуткая обстановка, бездушный город не настраивали на светлые мысли.

    Они делали из добрых юношей преступников, из светлых девушек – падших продажных женщин.

    Жизнь города

    Петербург в «Преступлении и наказании» — большей частью город «коммуналок». «Доходные дома» объединяют множество семей разного достатка. Жильцы получают питание, но, когда перестают платить, остаются без еды от хозяек. По городу чаще передвигаются на извозчиках. Полуразвалившиеся кареты загромождают узкие улочки.

    Читайте также:  Сочинение образ петербурга в романе евгений онегин пушкина

    Автор показывает величественность панорам городских пейзажей, когда Раскольников оказывается на мосту. Нева широка и красива. Юноша, замечтавшись, чуть не попадает под удар кнута. Кучер богатой коляски размахивает кнутом, развлекая прохожих. Столица с великолепными дворцами, удивительными по архитектуре зданиями предстает как будто с изнанки.

    Это сравнимо с человеком в красивых богатых одеждах, но с мелкой и подлой душой.

    Петербург Достоевского не привычен, писатель раскрывает реалии города. Столица показана сквозь человеческие слезы, страдания и нищету простого народа.

    Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1530-obraz-peterburga-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie.html

    Сочинение на тему: Петербург Достоевского­ на примере романа Преступление и наказание, Достоевский

    Главная>Сочинения по произведению Преступление и наказание

    Петербург Достоевского

    Начать следует с того, что представлял собой Петербург в 19 веке. А был он столицей огромной империи, находящейся на пике своего могущества.

    Что это значит для города? Огромное количество административных учреждений, сконцентрированных на небольшой площади. Как это обычно бывает в России, где правительство, там – деньги.

    Благодаря всему вышеперечисленному, Петербург быстро превратился в культурный, образовательный и деловой центр.

    Разумеется, такой город просто не мог не волновать российских писателей. Пушкин, Гоголь, Достоевский, в разное время жившие там пытались передать образ Петербурга своим читателям. Почти никто из них не отзывается о городе хорошо. Гоголь описывает страдания людей, неповоротливость чиновничьего аппарата в своих произведениях.

    Пушкин пытается показать Петербург с двух сторон. Откровенно говоря, он больше сделал акцент на отрицательной. Можно вспомнить «люблю тебя, Петра творенье», но это одна из немногих положительных фраз. Также, по-моему, ключевым словом здесь является «творенье», то есть триумф человека над природой.

    Пушкин восхищается фактом появления Петербурга в таких сложных природных условиях, но не самим городом.

    Образ Петербурга занимает значительное место и в творчестве Достоевского. С этим городом связаны многие воспоминания писателя. В 1838 г. братья Достоевские по желанию отца поступили в Главное инженерное училище.

    Достоевский­ создавал страшный портрет большого города, который подчиняет себе и обезличивает человека. В романе «Преступление и Наказание» целью Достоевского было вызвать отвращение читателя к домам, стенам, лестницам.

    Грамотный психолог, писатель прибегает к описанию самих неприятных вещей, которых можно найти в любом большом городе, таких как разлитые всюду помои.

    Петербург, что воплощает величие власти и силы, остается вне романа.

    В том Петербурге, где разворачивается сюжет «Преступления и наказания», жизнь находится в состоянии социального и нравственного разложения. Петербургская атмосфера угнетает людей. Многие герои романа говорят о петербургской «духоте», об отсутствии «воздуха». Первые же страницы романа переносят читателя в один из переулков Петербурга близ Сенной площади.

    «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, все это разом неприятно потрясало и без того уже расстроенные нервы юноши». Сам автор неоднократно сообщает о петербургской жаре, «спертом воздухе», неприятных запахах.

    Духота петербургских трущоб — частица общей атмосферы романа — душной и безысходной.

    Есть определенная связь между мыслями Раскольникова и его каморкой, «крошечной комнатушки шагов шесть длиной», с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким деревянным потолком, которую некоторые литературоведы называют гробом.

    Картину тесноты, удушающей скученности людей, находящихся «на ограниченном пространстве», усугубляет чувство духовного одиночества. В романе возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного к судьбе человека: «необъяснимым холодом» веет на Раскольникова.

    Городской пейзаж несет большую художественную нагрузку. У Достоевского пейзаж — это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Он внутренне связан с изображаемым человеческим миром и подчеркивает ощущение безысходности.

    Главным цветом является желтый. По мнению некоторых литературоведов, это потому, что желтый – цвет психбольницы. По моему мнению, это подчёркивает жару и духоту. Выйдите на улицу летом в солнечный день – и поймёте, что я имел в виду.

    Мрачный город, в котором на каждом углу расположены распивочные, зазывающие бедняков залить горе, а на улицах — пьяные толпы и проститутки, представляется своеобразным «царством» нищеты, бесправия. Петербург формирует особый тип личности.

    Это город, в котором искусственно созданные идеи заменяют естественные, нравственные убеждения человека.Таким предстаёт Петербург читателю в романе «Преступление и наказание». Похож ли он был на это на самом деле? Мне трудно сказать.

    О чём можно судить точно, так это о том, что в Петербурге были и богатые районы, которые наверно выглядели чуть лучше.

    Проблема столиц как никогда остро встала сегодня. Сегодняшние порядки, то есть порядки 19 века, приводят к тому что количество бедных людей в городе возрастает, когда он становится столицей. множество людей пытается уместиться на ограниченной площади, в результате уровень жизни отдельного индивидуума падает. Примерами могут служить города Токио, Пекин, Москва, Париж.

    Подводя итоги, хочу сказать, что Достоевский слишком сгущает краски. Это свойственно многим великим писателям, художникам, музыкантам. Почему? Наверное, потому что воистину гениальные люди всегда недовольны окружающим их миропорядком, властью. Они хотят сделать мир лучше. Их цель – заставить людей задуматься. И надо задуматься.

    • см. также:Другие сочинения по произведению Преступление и наказание, Достоевский
    • Характеристики главных героев произведения Преступление и наказание, Достоевский
    • Краткое содержание Преступление и наказание, Достоевский
    • Краткая биография Федора Достоевского

    Источник: https://www.sdamna5.ru/peterburg_dostoevskogo

    Федор Михайлович Достоевский учился и большую часть своей жизни провел в Петербурге, в городе, возведенном на болотах, построенном на костях тысяч людей, порождении сверхчеловеческого гения великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой Природе.

    Точно так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников: именно здесь, в Петербурге, на котором лежит печать проклятия, он вынашивает свою чудовищную идею.

    Действие романа «Преступление и наказание» разворачивается не на площадях с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который для современников был символом достатка, положения в обществе, пышности и великолепия.

    Петербург Достоевского — это отвратительные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки, тесные дворы-колодцы и темные задворки. Здесь душно и нечем дышать от ужасных запахов и грязи, на каждом углу попадаются пьяные, оборванцы и продажные женщины. В этом городе постоянно происходят трагедии.

    На глазах у Раскольникова пьяная женщина бросается с моста в воду и тонет, под колесами щегольской барской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, на бульваре Раскольников встречает молодую женщину, которую «где-нибудь напоили, обманули… да так и пустили на улицу».

    Глаза Раскольникова уже привыкли «к городской пыли, к известке и громадным, теснящим и давящим домам». Отвратительны не только улицы, мосты и дворы, но и жилища героев романа — нищие, «униженные и оскорбленные». Писатель говорит не только об архитектурных достоинствах или недостатках, он заглядывает внутрь домов.

    Гнетущее впечатление производят многочисленные и подробные описания кривых лестниц, низких площадок и сырых комнат-клеток. «Крошечная комнатушка, шагов десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко», — вот жилище Родиона Раскольникова.

    У Достоевского важна каждая деталь, и желтый цвет не случайно часто встречается в описаниях — в то время этот цвет у многих людей ассоциировался с «желтым домом» — домом сумасшедших, и создавал ощущение «неправильности» происходящего.

    В такой крошечной каморке, больше похожей на «гроб» или «шкаф», где «вот-вот стукнешься головой о потолок», влачит свое существование главный герой. Неудивительно, что здесь он ощущает себя задавленным, забитым и больным, «тварью дрожащей». В этой, похожей на гроб, комнате очень душно.Душно и в комнате Сони, и в кабаке, где Раскольников встречает Мармеладова.

    Колодцы домов давят на человека своими грязно-серыми стенами — все это черты города, так Петербург накладывает свой отпечаток на человека. Узнав, где живет Катерина Ивановна, узнав о Лебезятникове, не удивляешься ни характеру Мармеладова, ни жизни этой семьи.В самом воздухе Петербурга словно растворена какая-то губительная и нездоровая страсть.

    Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, царящая здесь, обретает зловещие черты в воспаленном мозгу Раскольникова, его преследуют образы насилия и убийства. Он — типичное порождение Петербурга.

    Родион, как губка, впитывает ядовитые испарения смерти и тления, и в его душе происходит раскол: в то время как его мозг вынашивает идею убийства, сердце переполняет боль за страдающих людей.

    Раскольников, не задумываясь, отдает последние деньги попавшим в беду Катерине Ивановне и Соне, пытается помочь матери и сестре, не остается безучастным к незнакомой пьяной проститутке на улице. Но раскол в его душе слишком глубок, и он переступает черту, отделяющую его от остальных людей, ради того, чтобы «сделать первый шаг» во имя «всеобщего счастья».

    Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, которые окружали студента. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».

    Духота петербургских трущоб — часть общей атмосферы романа, душной и безысходной. Катерина Ивановна говорит: на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. Картину тесноты, удушливой скученности людей, ютящихся «на аршине пространства», усугубляет чувство духовного одиночества человека в толпе.

    Люди здесь относятся друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяют только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего.Раскольников, возомнив себя сверхчеловеком, становится убийцей, как когда-то стал убийцей и палачом сам Петербург. Его великолепные дворцы стоят на телах людей, их предсмертные стоны и проклятия застыли в его изысканной архитектуре.

    На Сенатской площади были казнены декабристы — глашатаи и мученики свободы, подвиг которых увековечил Пушкин. Жажда власти, желание добиться великих целей любыми средствами приводят к трагедии.

    Может быть, в домах на Дворцовой картина не такая гнетущая? Это не так: внутри этих домов, огромных залов и коридоров тоже душно, город давит и на министров и генералов, это чувствует герой «Двойника», попав на обед к начальству.

    Может быть, Петербург — это просто такое ужасное место, сводящее с ума своих обитателей, и достаточно оттуда уехать, чтобы начать жить? Нет, и в уездном городке («Бесы») жизнь идет так же, «бесы» не хуже петербургских, и Ставрогин, в отличие от Раскольникова, уже не видит выхода.

    В деревне властвует Фома Фомич («Село Степанчиково и его обитатели»), и когда он умирает, благодарные молодожены приносят цветы на его могилу. Хочется вырваться, убежать от этого абсурда, но некуда.В своей поездке по Европе Достоевский видит такие же картины: серые города напротив Сикстинской Мадонны. Природа тоже не остается нетронутой в этом мире: она, как и люди в городе, чахнет. Петербург у Достоевского становится символом этой болезни мира — чахотки. Неужели из этой среды, заевшей всех несчастных людей, нет выхода? Есть. Достоевский в «Дневниках» рассуждает об «орле, грядущем с Востока», писатель уверен в возможности новой жизни. Он предлагает судить русский народ «не по делам», а «по тем великим и святым вещам, по которым он (народ) и в мерзости своей постоянно воздыхает».Видеть такой Петербург — значит видеть только дела, дела самих людей. Но Достоевский пишет и о другом, в «Преступлении и наказании» он пишет о единственной возможности исправления.Петербург Достоевского — это не только олицетворение зла, среды, но и надежда. Писатель верит в то, что люди «сотворят достойные плоды покаяния» и Петербург будет другим.

    В романе Достоевского обнажены коренные противоречия большого капиталистического города. Петербург предстает сумрачным, мучительным, враждебным человеку.

    Это Петербург узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии.

    Этот тягостный, мрачный столичный пейзаж, «Петербург Достоевского», становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, придает ему особенно напряженный и мрачный колорит.

    Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/kollektsiya-sochinenij-po-russkoj-literature-5-11-klass/10-klass/2743-peterburg-dostoevskogo

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector