Паратов в произведении бесприданница (образ и характеристика)

Нужно отметить, что свою знаменитую пьесу «Бесприданница» А. Н. Островский создавал целых 4 года. Премьерный спектакль ее прошел в Московском Малом театре 10 ноября 1878 года. Его ждали с нетерпением, собралось много любителей русской драмы, в их числе был даже сам Ф. М.

Достоевский. Но, что самое загадочное, постановка не имела успеха ни у критиков, ни у зрителя – слава пришла к автору уже после его смерти. Публика посчитала, что сюжет о глупенькой обольщенной девице совсем не нов, да и игра актеров, как ей показалось, тоже оставалась желать лучшего.

Паратов в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)

Паратов: характеристика («Бесприданница», А. Н. Островский)

Однако история создания этой пьесы тоже весьма удивительна, потому как в то время Островский был судьей Кинешемского уезда, и многие темы для своих произведений он брал из резонансных криминальных дел, с которыми ему приходилось иногда сталкиваться. Однажды весь уезд всколыхнуло убийство: местный житель Коновалов убил свою жену.

В этой пьесе бедняга Карандышев действительно убил свою невесту Ларису из-за ревности. Однако убийцей, хоть и не прямым, а косвенным, самым изощренным и жестоким, стал именно барин Паратов. Характеристика его в дальнейшем будет представлена не в самом лучшем виде. И все же надо подробно разобраться с этой историей и узнать, кем же он был на самом деле.

Купи-продай

Безусловно, одним из самых ярких главных героев пьесы стал Сергей Сергеевич Паратов. Характеристика его говорит о том, что это был эффектный молодой барин из судохозяев, лет тридцати. Этот богатый человек жил в основном только ради наживы, и это было главной целью его жизни.

Если будет в деле толк, он готов продать все, что принесет ему прибыль. Он сам признается, что чувства жалости у него при этом не возникает, и ничего заветного для него нет. В разговоре с Мокием Парменычем он признается: «Найду выгоду, так все продам, что угодно».

Теперь же он готов жениться на очень богатой девушке и в приданое взять золотые прииски.

Паратов в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)

«Благочестивый» барин

Впервые этот герой появляется в пятом акте первого действия. Цитатная характеристика Паратова указывает на то, что он был одет в обтягивающий черный однобортный сюртук, на ногах его были лаковые сапоги, на голове белая фуражка и дорожная сумка через плечо. Он следит за своим внешним видом, при этом чинно и благородно держится.

Однако, несмотря на то что он барин, он позволяет себе наравне общаться, например, с хозяином кофейни, слугой и т.д. При всем этом Паратов очень щедрый человек. Когда Иван бросился к Паратову, чтобы обмести его веником, тот заплатил ему за эту услугу целый рубль.

Балагур и весельчак

Паратов (характеристика которого отмечает его как человека очень общительного и даже балагуристого) мог говорить поговорками, свойственными для простонародной речи.

Сергей Сергеевич ценит свободу личности и никогда не был в зависимости, но теперь он банкрот, так что ему придется завязать со своей беспечной веселой жизнью, променяв их на узы брачных отношений. Он знает, что заплатить за это ему придется недешево – своей собственной свободой.

Поэтому именно сейчас он хочет свои последние холостяцкие денечки провести с друзьями как можно повеселее.

Паратов в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)

Лариса

Люди для Паратова – лишь игрушки, при этом он обходится с ними весьма учтиво, тем не менее ясно одно: он бездушен и бессердечен. Для бедной Ларисы он стал тем кораблем, который называется «Летучий голландец», — встреча с ним обещает морякам лишь верную погибель.

По отношению к главной героине Сергей Сергеевич ведет себя слишком легкомысленно и неоднозначно – она задела его амбиции и самолюбие. Узнав о том, что она собирается замуж, он хочет немедленно встретиться и поговорить с ней, хотя при этом четко понимает, что принесет ей этим одни лишь страдания.

И тут же в разговоре с Василием он признается, что искренне рад за Ларису.

Конечно, герой не мог не появиться в доме Огудаловых, тем более в самый ответственный момент, перед свадьбой Ларисы. Паратов знает, что он везде желанный гость, весь город от его приезда уже стоит на ушах. При разговоре с ней тет-а-тет он добивается ее признания в любви к нему, ведь Лариса все еще не понимает, что все это лишь льстит его тщеславию и больше ничего.

Паратов в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)

Заключение

Таков персонаж произведения Паратов. Характеристика его далека от совершенства, но для Ларисы он стал самой большой страстью, идолом и богом, на которого она готова молиться день и ночь. За это она и заплатит своей жизнью.

Лариса сама создала для себя этот красивый идеал, а ее герой так искусно носил свою маску, что у нее отпадало всякое желание искать в нем какие-то пороки. А Паратов в очередной раз позабавился с невинной жертвой.

Лариса в самом конце неожиданно узнала о его помолвке, и после того, что между ними было, он не сможет на ней жениться, потому как уже закован в цепи обязательств перед другой женщиной…

Источник: https://autogear.ru/article/224/701/bespridannitsa-sergey-paratov-harakteristika/

«Бесприданница» А. Н. Островский Кратко

«Бесприданница» — одно из самых значимых драматических произведений русской литературы второй половины XIX века. Показанная с театральной сцены пьеса вызвала бурю негодования в зрительском зале и отзывах критиков.

Заслуженного признания труд Александра Островского достиг лишь после смерти своего автора.

Довольно резкие оценки произведения театралов и читателей того времени объяснялись новаторскими приёмами его создателя, которые были не поняты и не приняты общественностью.

Краткий пересказ сюжета пьесы «Бесприданница»

Действие пьесы переносит читателя в XIX век в небольшой городок Бряхимов. Лариса Огудалова выходит замуж без любви за господина Карандышева, так как находится в печальном положении бесприданницы.

Неожиданно в город нагрянул господин Паратов, молодой человек, ухаживавший за главной героиней год назад и пропавший без объяснения причин. Лариса всё ещё влюблена в своего бывшего поклонника, в чём признаётся ему при случае.

Он же подло скрывает то, что намерен совсем скоро жениться на другой девушке.

Паратов в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)

Паратов зовёт Ларису на ночную прогулку по реке Волге. Девушка ждёт, что любимый сделает ей предложение, но вместо этого он признаётся, что обручён. Честь Ларисы потеряна, а сердце разбито.

Когда появляется Карандышев, она отказывает ему. В приступе ревности отвергнутый жених стреляет в девушку.

Умирая, Лариса забирает пистолет, что бы все вокруг решили, что произошло самоубийство, и умирает.

Действующие лица пьесы:

  • Огудалова Харита Игнатьевна
  •  Огудалова Лариса Дмитриевна
  •  Кнуров Мокий Парменыч
  •  Вожеватов Василий Данилыч
  •  Карандышев Юлий Капитоныч
  •  Паратов Сергей Сергеич
  •  Робинзон
  •  Гаврило
  •  Иван

Краткое содержание пьесы «Бесприданница» по действиям

Действия пьесы «Бесприданница» относятся ко второй половине XIX века. События происходят в городе Бряхимов, расположенном на Волге-матушке.

Действие I. Возле кофейни

Юная красавица Лариса соглашается стать женой господина Карандышева, которого совсем не любит. Но выбора девушка не имеет, так как очень бедна. В Бряхимов приезжает Паратов, бывший ухажёр бесприданницы. Лариса тяжело переживала исчезновение поклонника из своей жизни.

Действие II. Дом Огудаловых

Дворянин Паратов наносит визит Огудаловым, где его приглашает на обед Карандышев. Паратов рад согласиться, он задумал напоить жениха Ларисы, чтобы поглумиться над ним.

Уединившись с бывшей возлюбленной Ларисой, Паратов заводит беседы о любви, и девушка сознаётся, что всё ещё небезразлична к нему. Сам Паратов подло утаивает факт своей помолвки, а значит и скорой свадьбы с другой женщиной, которую он выбрал из-за богатого приданного.

Паратов в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)

Действие III. Обед в доме Карандышева

Во время званого обеда в доме Карандышева, господин Паратов спаивает хозяина до неприличного поведения. Ларисе стыдно за своего жениха. После окончания обеда Паратов зовёт Ларису на прогулку по реке.

Она радостно соглашается, в надежде, что тот попросит её руки. Вместе с ними гулять отправляются и гости. Карандышев приходит в ярость, обнаружив, что его невеста убежала с гостями.

Он вооружается пистолетом и отправляется на поиски беглянки.

Действие IV. Гибель Ларисы

Гуляющие возвращаются в город. Лариса ожидает предложения, но слышит признание Паратова в том, что он скоро женится на другой.

Тот самый случай, когда слово ранит страшней кинжала! Честь девушки потеряна, она в отчаянии. Когда появляется Карандышев, Лариса отказывает ему, говорит, что он ей неприятен. Ревнивец стреляет в свою бывшую невесту.

Лариса берёт у него пистолет, чтобы её смерть выглядела самоубийством, и умирает.

Герои пьесы «Бесприданница»:

Великий русский драматург Александр Островский поведал своему читателю печальную судьбу молодой женщины. Автор талантливо и реалистично раскрыл образ Ларисы Огудаловой, а также окружающий её мир, состоящий из разнохарактерных личностей.

Красивая, но бедная героиня столкнулась с циничностью потомственных купцов Вожеватова и Кнурова, с жестокостью и безнравственностью лже ухажора Паратова, с жадностью собственной матушки, с мелочностью и ограниченностью ревнивого Карандышева.

Краткая характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница»

Лариса Дмитриевна — центральный персонаж пьесы. Необычайно красивая молодая женщина, но, к сожалению, из бедной семьи. По натуре своей она горда и умна и ярлык бесприданницы для неё унизителен.

Лариса существует, словно «поверх быта», мимо суеты и повседневности, страстей, присущих обывателям. Её тонкая душа стремится в «тихий уголок»: приветливый лес, деревню, куда-нибудь за Волгу. Девушка постоянно чувствует себя одинокой.

Ею восхищаются, её желают, но никто не задавался вопросом, что у Ларисы творится в душе.

Геоиня влюблена в Паратова, с ним она ассоциирует возможность жить иначе, вырваться из удушающего плена её безрадостных будней. Любимые пропадает и девушка, согласившись стать супругой Карандышева, который ничего кроме неприязни в ней не вызывает, становится ужасно несчастлива.

Отчаянная борьба в душе девушки заставляет её согласиться на прогулку с Паратовым. Она не в силах смириться со своим бытиём, ей всё ещё хочется надеяться на что-то лучшее. Там, во время веселья, девушка окончательно понимает как ничтожно её положение.

Она лишь игрушка в руках мужчин, судьбу которой можно даже решить, подбросив в небе монету.

Смерть девушки становится её избавлением от полного нравственного провала в глазах общественности. Лариса всех прощает и уходит из мира живых спокойно, никого ни в чём не обвиняя.

Краткая характеристика Карандышева в пьесе «Бесприданница»

Юлий Капитоныч — один из главных героев, молодой, скромных доходов чиновник с обострённым чувством собственного достоинства. Собираясь взять Ларису в жёны, он не столько любит её, сколько относится к ней как к крупному трофею, выиграному у более удачливого соперника.

Кроме того, Карандышев наслаждается собственным благородством в связи с тем, что берёт в жёны бесприданницу со слегка подмоченной репутацией. Однако полноценным победителем он себя не может почувствовать из-за постоянных намёков на то, что он «запасной вариант».

Карандышев убивает Ларису с мелочной целью «пусть никому не достанется», когда понимает, что отвергнут окончательно.

Краткая характеристика и образ Паратова в пьесе «Бесприданница»

Сергей Сергеич — один из главных персонажей «Бесприданницы». Богатый барин, лет тридцати, готовый ради приумножения своего состояния на что угодно. Больше всего

он ценит свободу, но вот-вот свяжет себя узами брака. Вскоре он женится на богатой девушке и последние дни в качестве холостяка намерен провести весело и с толком. Появившись в Бряхимове, Паратов поднял бурю в душе бывшей возлюбленной.

Лариса ему интересна, но планов относительно её он не имеет. Посмеяться над её женихом было сладко. Услышать из красивых уст слова любви — тоже приятно. Но не более. Паратов бессердечен по натуре, люди для него вроде игрушек.

Читайте также:  Сочинение на тему помощь людям

Очарованная им Лариса, влюблена не в него, а в идеал, который сама себе придумала.

Второстепенные персонажи пьесы «Бесприданница»:

  •  Огудалова Харита Игнатьевна — мать Ларисы, вдова. Хитрая женщина, только и думающая, как подороже «продать» свою незамужнюю дочь
  •  Кнуров Мокий Парменыч — пожилой богатый делец. Бессердечный и нацеленный на прибыль человек. Хоть давно женат, но положил глаз на Ларису, желая заполучить её себе в любовницы
  •  Вожеватов Василий Данилыч — представитель торговой компании, Ларису знает с детства. Подлый и безнравственный человек
  •  Робинзон — настоящее имя Аркадий Счастливцев, бездарный актёришко, мот и жигало
  •  Гаврило — хозяин кофейни
  •  Иван — слуга Гаврило, работающий в кофейне

Кратко об истории создания и особенностях композиционного построения пьесы Островского «Бесприданница»

В 70-х годах XIX века Островский служил на должности мирового судьи, по работе сталкивался с разными громкими процессами и неплохо ориентировался в криминальных сводках. Для любого писателя это кладезь идей.

Литераторы предполагают, что сюжет «Бесприданницы» автор почерпнул из реальной истории трагической смерти молодой женщины, которую погубил супруг. Начав писать пьесу в ноябре 1874 года, Островский затянул с её завершением аж на 4 года. Первым опубликовал произведение журнал «Отечественные записки».

Премьеры театральных постановок провалились и слава настигла «Бесприданницу» лишь после смерти её автора.

https://www.youtube.com/watch?v=hEw-wdIpo74

Композиция пьесы выстроена в строгом классическом стиле, который способствует постепенному нарастанию тревожности, накалу страстей. Всего один день её временной интервал. Завязка утро, развитие — день и кульминация вечером того же дня.

Интересно в пьесе использование системы образов. Персонажи «Бесприданницы» обладают «говорящими» именами:

  •  Лариса — «чайка»
  •  Харита — «прелестная» плюс цыганское происхождение
  •  Паратов — от «паратый», то есть «хищный»
  •  Кнуров — от «кнур», то есть «дикий кабан»
  •  Юлий Карандышев — словно соединяет «Гая Юлия Цезаря» и простенькую неизвестную фамилию, то есть несовместимы его желания и возможности

В пьесе автор подчёркивает, что в мире, которым управляют богатства и жажда наживы, а на людей вешают «ярлыки», нет места истинной свободе и чувствам.

Пока человечество обожествляет финансы, каждый из людей: и богатый, и бедный, заложник социальных штампов.

Ведь не только бедная бесприданница не может выйти замуж за того, кого любит, но и богатые купцы не могут себе позволить жениться на женщине ради только одних чувств, если она принадлежит к «неподобающему» сословию.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/ostrovskiy/bespridannica

Паратов Сергей Сергеевич — персонаж пьесы А.Н. Островского "Бесприданница" (1878)

Сергей Сергеевич Паратов был видным красивым мужчиной, любимцем женщин («блестящий барин, лет за тридцать, из судохозяев»). В отличии от своих приятелей, купцов Кнурова и Вожеватова, Паратов был настоящим аристократом и сорил деньгами направо и налево (проматывал семейный капитал, полученный в наследство). Цыгане, роскошный пароход, рестораны… — в общем, Паратов умел «красиво жить».

Вместе с тем, он, судя по всему, по-настоящему любил простых людей и, ради развлечения, иногда разделял с ними их тяжелый труд (как Петр I).

Обладая недюжинной физической силой (он ходил на медведя с рогатиной, а также в одиночку переставил коляску с Ларисой поближе к сухому месту), Паратов был весьма сильной натурой, альфа-самцом.

Об этом говорит сцена с офицером, которому Сергей Сергеевич показал, что такое настоящая смелость (этому посвящена отдельная статья) и сцена с Карандышевым, который пренебрежительно отозвался о бурлаках (разозлившись на бедного чиновника, Паратов отомстил ему, напоив его с помощью Робинзона).

Естественно, Лариса влюбилась в богатого, сильного и умеющего очаровать женщину барина. Моральных устоев Паратов не имел и делал то, что захочется (У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно). Поэтому он дважды воспользовался Ларисой, заманив ее на корабль (при это не собираясь на ней жениться).

По большому счету, Паратов — пустой человек. Конечно, он умел сорить деньгами и пускать пыль в глаза, но настоящего стержня и благородства души у него не было.

Роль в сюжете пьесы

Паратов, будучи частым гостем в доме Огудаловых, стал объектом обожания Ларисы Огудаловой. Он распугал все женихов и провел с ней ночь на своем пароходе.

После этого, Паратов уехал в свое имение, решать проблемы с управляющим. Ясно, что живя в таком духе, богатым оставаться трудно.

Паратов разорился, но тут же нашел выход, воспользовавшись своей фамилией и внешними данными. Он обвенчался с девушкой, имеющей богатое приданое.

Продав свой пароход Вожеватову, Паратов снова приехал в город, где жили Огудаловы. Он пришел к ним гости и снова растревожил сердце Ларисы, которая собиралась выйти замуж за Карандышева.

Поссорившись с последним, он, с помощью своего шута Робинзона, напоил его и увез Ларису на пароход (отметить его продажу). Проведя с ней ночь, Сергей Сергеевич, сказал ей, что она ему не нужна…

В результате, отчаявшуюся Ларису застрелил ревнивый Карандышев.

Цитаты Паратова

  • Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц…
  • О вас я всегда буду думать с уважением; но женщины вообще, после вашего поступка, много теряют в глазах моих.
  • Да ведь ревнивые люди ревнуют без всякого повода.
  • Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею
  • У всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой — свиной хрящик.
  • А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски.
  • Я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут.
  • Если я кого хочу поучить, так на неделю дома запираюсь да казнь придумываю.
  • Я обручен.
    — Ах!. — Вот золотые цепи, которыми я окован на всю жизнь.
  • Очень просто; потому что если мужчина заплачет, так его бабой назовут; а эта кличка для мужчины хуже всего, что только может изобресть ум человеческий.

Источник: http://fandea.ru/689-paratov-sergei-sergeevich-iz-pesy-a-n-ostrovskogo-bespridanica.html

Образ из пьесы бесприданница паратов. Образ и характеристика сергея паратова в пьесе бесприданница островского сочинение

Главная-Топы-Образ из пьесы бесприданница паратов. Образ и характеристика сергея паратова в пьесе бесприданница островского сочинение

ПАРАТОВ — герой драмы А.Н.Островского «Бесприданница» (1878). Островский считал своей обязанностью «во имя вечной правды разрушать идеалы прошедшего, когда они отжили, опошлились и сделались фальшивыми». «Так на моей памяти,- пишет драматург,- отжили наши Печорины». «Блестящий барин» П.- это Печорин семидесятых годов, о котором Лариса восхищенно говорит: «Это идеал мужчины».

Для ревнивого и завистливого Карандышева П.- всего-навсего «промотавшийся кутила», «развратный человек», любитель «пыль в глаза пускать». Точнее всего истинная сущность П. раскрывается в его собственных словах: «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». В поэтике Островского это означает, что у П. нет души. Душу ему заменяет игра страстей, волнение крови.

Ради острых ощущений он готов на все, с легкостью «переступая» через людей и оставаясь абсолютно равнодушным к чужим «терзаниям». Утонченное издевательство над Карандышевым на глазах у Ларисы — красноречивое тому подтверждение. В этом есть нечто «ставрогинское», но, разумеется, без всякой «метафизики». Только с Ларисой связаны у П.

остатки человечности — «благородные чувства», волнения души. Слушая ее пение, он «проклинает» себя, понимает, что «должен презирать себя» за «малодушие», за поставленный выше любви «расчет». В этот момент он искренне верит, что это «не совсем опошлился, не совсем огрубел».

Но момент проходит, душа замолкает, и удовлетворенная страсть приводит к победе «здравого рассудка»: «волюшка» продана — надо честно выполнять условия сделки. Взгляд Островского на своего героя строго реалистичен: ни «романтизма» Печорина, ни «демонизма» Ставрогина. Все проще, грубее, пошлее. Драматург оставляет для П. финал открытым.

Дважды повторенный возглас: «Велите замолчать!» — может означать потрясение П., его раскаяние или что-то другое, противоположное. Первый исполнитель роли П.- А.П.Ленский (1878). Среди других исполнителей — М.Ф.Астангов (1940).

Все характеристики по алфавиту:

— — — — — — — — — — — — — — —

Образ Паратова не столь интересенс точки зрения обывателей. Да, конечно, он полон пафоса, много наигранной удали. На самом деле элементарного эгоизма и расчетливости все-таки в нем больше.

В произведении он выступает «блестящим барином», который очень азартен и имеет щедрую натуру.

На самом деле, Паратов Сергей Сергеевич относится к тому типажу господ, которые под ликом роковых красавцев скрывают облик людей, которые находятся в постоянном поиске богатой кандидатуры. Претенденток, на которых можно выгодно жениться.

Лариса, которая нашла в Паратове привлекательные черты, не что иное, как наивное восприятие того, чего хочешь видеть. Те есть, она с удовольствием принимает желаемое за действительное. Сам А. Н. Островский назвал бы это элементарным позерством, которое рассчитано на то, что это подкупит наивных барышень.

Даже такие девушки, как Лариса, как, оказывается, могут быть полезны. Именно для таких случаев, у Паратова всегда были в запасе красивые слова и «крылатые» фразы, чтобы впечатлять «прекрасных особ». Это просматривается в противоречивости слов и поступков Паратова.

Скажите, зачем человеку с душой, которая тянется к прекрасному, веселому и легкому, так тяжко вздыхать и рассуждать о выгоде, которую не стоит пропускать ни в коем случае. Манера ведения разговора оставляет незабываемое впечатление, которое остается в результате общения с человеком благородного рода.

Правда, то, как он холодно сообщает Ларисе о том, что он помолвлен и как цинично использует ее в своих собственных целях, выставляет его в свете маски двуличия.

Все свои поступки Паратов совершает с целью высмеять и унизить других.

Он насмехается над Карандышевым и унижает Ларису, увозя ее с собой на теплоход во время проведения званого обеда в честь ее, как невесты Карандышева.

Как мы понимаем, ничего положительного в этом образе, однозначно нет. Ему странным образом удается перемешать планы некоторых людей, до неузнаваемости изменить их настрой на будущее.

На самом деле его позерство прикрывает абсолютно пустого человека, не способного на какие-либо переживания и чувства. С одной стороны его могут понять такие, как Кнуров и Вожеватов, которые кроме холодного расчета жизнь мерять не могут.

От таких кавалеров, как Паратов не стоит ожидать порядочности, так как всю жизнь привыкли изображать благородство, а не проявлять его. Говорить о хороших поступках, а не совершать их.

С другой стороны, на его уловки покупаются не только такие простушки, как Лариса. Не забывайте, что Паратов человек, находящийся в постоянном поиске выгоды.

И по-другому вести себя не может, иначе будет выглядеть менее выгодно, чем другие.

Многие поступки говорят красноречивее его слов. Он достаточно хитер в отношении людей. Самое удобное в его поведении то, что он очень тонко понимает человеческую душу и может определить, что же именно беспокоит собеседника.

При разговоре, он способен принимать сторону виновника разговора, приняв его правила игры. Он легко подстроится под настроение своего оппонента. Таких людей, как Паратов, как правило, на пьедестал ставит женщина, не важно — любящая, любимая или жертва этих чувств.

Читайте также:  Как васютка выжил в тайге? сочинение 5 класс

Это они придумывают себе идеальные образы, которым поклоняются очень долго. Такой оказалась и Лариса, которая сотворила себе «кумира». Сама же, потом и поплатилась. Попалась в хорошо расставленные сети.

О чувствах можно было бы говорить, но не с людьми, которые имеют свой капитал благодаря трезвому, холодному и расчётливому уму.

Такие люди очень часто даже не задумываются о последствиях, они преследуют свои интересы, прохаживаясь по судьбам и чувствам других людей, которых, кстати, могут считать за слабаков. Так что, за всем этим фарсом и пафосом вряд ли скрывается человек, который способен хотя бы на понимание.

.

  • «Бесприданница»,
  • он блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать.
  • Паратов богатый человек, живущий ради наживы, другими словами, его главной
  • целью является получение прибыли; для этого он продал свои баржи и готов
  • продать всё что угодно, если в этом будет толк для него — прибыль.

«Паратов. Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего

  1. заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у
  2. меня другие дела и другие расчёты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в
  3. приданое золотые прииски».
  4. Впервые Паратов предстаёт нам в пятом явлении первого действия. Он одет:
  5. «. чёрный однобортный сюртук в обтяжку, высокие лаковые сапоги, белая фуражка,

через плечо дорожная сумка.». В остальных действиях Паратов также следит за

  • своим внешним видом, держится всегда очень строго.
  • Не смотря на то, что Сергей Сергеич Паратов — барин, он спокойно позволяет
  • себе разговаривать на равных с хозяином кофейни, с его слугой и пр. Паратов
  • щедрый человек (когда Иван бросился обметать веничком Сергея Сергеича, тот
  • заплатил ему рубль) .
  • Паратов общительный человек, с барской речью, иногда он говорит поговорками,
  • свойственными для народной, простой речи.
  • Для Паратова очень важна свобода личности, он никогда ни от кого не зависел,
  • но так как он женится, ему придётся проститься со своей прежней весёлой
  • жизнью и стать связанным узами брака.
  • «Паратов. Но достанется оно (счастье) мне не дёшево: я должен проститься с
  • моей свободой, с моей весёлой жизнью; поэтому надо постараться как можно
  • веселей провести последние дни».
  • Паратов действительно ни от кого не зависит. Люди для него лишь игрушки, хотя
  • он и ведёт себя с ними довольно хорошо. Тем не менее, он бессердечен и это
  • проявляется в том, что когда он проплывал мимо острова и решил взять с собой
  • человека, который там оказался, он взял его, как игрушку, не стал брать обоих
  • людей, потому что ему нужен был актёр, который бы развлекал его в дальнейшем
  • путешествии.
  • По отношению к Ларисе Паратов ведёт себя не однозначно. С одной стороны он
  • решает навестить Ларису, хотя должен бы знать, что это принесёт ей страдания,

т. е. он не заботится о ней. Но с другой стороны он признаётся Василию, что

счастлив за Ларису, за то, что она выходит за муж.

Среди «своего» общества Паратов — желанный гость. Его везде хорошо принимают.

  1. Лариса же опять признаётся ему в любви, не понимая его как человека.
  2. то и осуждает.
  3. Для Ларисы Паратов — это идол, идеал настоящего мужчины. Что-то типа
  4. «прекрасного принца на белом скакуне», о котором все мечтают. На самом деле
  5. Лариса любит не Паратова, а идеал, который она сама себе создала. Она видит
  6. только «маску», которую сама на него одела и не хочет заглядывать под неё,
  7. чтобы понять Паратова, чтобы осознать его настоящую сущность.

«Бесприданница» , он блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать. Паратов богатый человек, живущий ради наживы, другими словами, его главной целью является получение прибыли; для этого он продал свои баржи и готов продать всё что угодно, если в этом будет толк для него – прибыль. «Паратов. Что такое «жаль» , этого я не знаю.

У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчёты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски» . Впервые Паратов предстаёт нам в пятом явлении первого действия. Он одет: «.чёрный однобортный сюртук в обтяжку, высокие лаковые сапоги, белая фуражка, через плечо дорожная сумка.» .

В остальных действиях Паратов также следит за своим внешним видом, держится всегда очень строго. Не смотря на то, что Сергей Сергеич Паратов – барин, он спокойно позволяет себе разговаривать на равных с хозяином кофейни, с его слугой и пр. Паратов щедрый человек (когда Иван бросился обметать веничком Сергея Сергеича, тот заплатил ему рубль) .

Паратов общительный человек, с барской речью, иногда он говорит поговорками, свойственными для народной, простой речи. Для Паратова очень важна свобода личности, он никогда ни от кого не зависел, но так как он женится, ему придётся проститься со своей прежней весёлой жизнью и стать связанным узами брака. «Паратов.

Но достанется оно (счастье) мне не дёшево: я должен проститься с моей свободой, с моей весёлой жизнью; поэтому надо постараться как можно веселей провести последние дни» . Паратов действительно ни от кого не зависит. Люди для него лишь игрушки, хотя он и ведёт себя с ними довольно хорошо.

Тем не менее, он бессердечен и это проявляется в том, что когда он проплывал мимо острова и решил взять с собой человека, который там оказался, он взял его, как игрушку, не стал брать обоих людей, потому что ему нужен был актёр, который бы развлекал его в дальнейшем путешествии. По отношению к Ларисе Паратов ведёт себя не однозначно.

С одной стороны он решает навестить Ларису, хотя должен бы знать, что это принесёт ей страдания, т. е. он не заботится о ней. Но с другой стороны он признаётся Василию, что счастлив за Ларису, за то, что она выходит за муж. Среди «своего» общества Паратов – желанный гость. Его везде хорошо принимают. Лариса же опять признаётся ему в любви, не понимая его как человека.

Автор относится к этому герою по-разному. Где-то он поддерживает его, но где- то и осуждает. Для Ларисы Паратов – это идол, идеал настоящего мужчины. Что-то типа «прекрасного принца на белом скакуне» , о котором все мечтают. На самом деле Лариса любит не Паратова, а идеал, который она сама себе создала. Она видит только «маску» , которую сама на него одела и не хочет заглядывать под неё,

чтобы понять Паратова, чтобы осознать его настоящую сущность.

Паратов Сергей Сергеевич

— «блестящий барин, из судохо-зяев, лет за 30». Несмотря на производимое впечатление, П. на самом деле персонаж намного более примитивный, чем Лариса и Карандышев.

Этот герой тесно связан с типом шикарных прожигателей жизни, красавцев мужчин, бар, оказывающихся в финале искателями приданого, претендентами на руки богатых купчих, чье страстное сердце и привязанность кладет конец их жизненным поискам (Дульчин, Окоемов).

Черты П., которые восхищают Ларису, не представляют ценности в мире Островского. В «шикарности», внешнем блеске таких персонажей драматург видит только позу, в них нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств.

Отличаются они от героя типа Карандышева тем, что именно в этой позе они чувствуют себя наиболее удобно, маска стала для них второй натурой. При этом в П. легко сочетается барская иррациональность (способность сорить деньгами, выходки со стрельбой в любимую женщину и т. д.) и простой, неприглядный расчет.

Однако умение театрализовать, сделать эффектным и загадочным любой свой поступок, основанное на очень точном ощущении того «амплуа» богатого и рокового барина, в котором он выступает (этого ощущения катастрофически не хватает таким «дилетантам», как Карандышев), дает ему способность даже откровенную низость подать как что-то необычайно благородное.

Это проявляется, например, в разговоре с матерью Ларисы о его женитьбе по расчету, а также в эффектных фразах, которыми он пытается отделаться от Ларисы в финале пьесы: «Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?» И цепи, и «гнетущая действительность» — есть только прикрытие неблаговидного поступка и уже не могут обмануть. Для П. в этот момент важно только как можно эффектнее выглядеть, сохранить маску.

Совершая неприглядные поступки, мстя Карандышеву, потешаясь над Робинзоном, которого держит при себе в роли шута, увозя для своей прихоти Ларису прямо с обеда, устроенного ее женихом, П. примыкает к ряду грязных «шутников», способных для собственной прихоти и удовлетворения своих амбиций растоптать чужую жизнь и чувство собственного достоинства.

За эффектной позой П. ничего нет. Он мираж, фантом, созданный воображением Ларисы и отчасти Карандышева. Он пустое место в самых разных отношениях, и это хорошо понимают Кнуров и Вожеватов, противопоставленные ему как подлинные хозяева жизни — человеку, живущему эфемерной, иллюзорной жизнью.

Роль П. в пьесе исключительно отрицательная. Его появление вносит беспорядок в уже более или менее установившуюся жизнь, резко нарушает хрупкое равновесие в душе Ларисы между желанием примириться со своей участью и тоской по яркой и красивой жизни. Для него и из-за него совершаются почти все события в пьесе.

Его речи и поведению присуща своеобразная театральность, умение принять в зависимости от собеседника и обстановки именно тот тон, который представит его в наиболее выигрышном свете: с Кнуровым, Вожеватовым и матерью Ларисы он говорит цинично, прямо сообщая о своих намерениях выгодно продать себя, с Карандышевым в присутствии Ларисы принимает вызывающий тон, демонстрируя превосходство над своим соперником, наедине с Ларисой стремится уязвить и бросить ей вызов почти печоринскими фразами: «Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц… имел ли право Гамлет сказать матери, что она «башмаков еще не износила» — и т. д.

Источник: https://uzel-ki.ru/tops/obraz-iz-pesy-bespridannica-paratov-obraz-i-harakteristika.html

29Проблематика и жанровое своеобразие пьесы Островского «Бесприданница». (Образ Ларисы. Тема «человек — вещь». Сравнительная характеристика Паратова и Карандышева)

Драма
«Бесприданница»
(1879)

стала одной из вершин в дра­матургии
Островского. Здесь каждый персонаж
раскрыт с предельной достоверностью и
убедительностью. Пьеса состоит из ряда
крупных и значительных сцен, которые
выстраиваются в соответствии с логикой
положений и ситуаций.

Островский
в центр произведения ставит судьбу
женщины, показывая жизнь с наиболее
эмоциональной и эк­спрессивной
стороны, противопоставляя холодному и
бездушному расчету и эгоизму искренность,
доверчивость и нерасчетливость «го­рячих
сердец».

В «Б»
представлен кусок русской жизни конца
XIX
столетия.

Обедневшие дворяне Огудаловы,
живущие в провинциаль­ном волжском
городе Бряхимове, с трудом поддерживающие
види­мость благополучия и светскости,
богатые дельцы Кнуров и Вожева­тов,
«блестящий барин из судохозяев» Сергей
Сергеич Паратов, небо­гатый чиновник,
«маленький человек» Карандышев, бродячий
актер Робинзон, буфетчик, слуги, цыгане
— таков состав действующих лиц драмы.
Состав довольно пестрый, но точно
отражающий приметы российской жизни
того времени.

Пьеса
необычна по композиции
.
В целом — это драма-кульмина­ция, ибо
в ней запечатлен момент наивысшего
напряжения в жизни главной героини
Ларисы Огудаловой.

Мучительные переживания
«бесприданницы», душевный кризис
вследствие длительной и непо­нятной
для нее разлуки с Паратовым заставили
девушку принять тя­желое для себя
решение — стать женой неинтересного
для нее и непривлекательного Карандышева.

Лариса,
явно идеализирующая Парато­ва, не
видит его эгоизма и черствости и
безоглядно идет за ним, нимало не
сомневаясь в его благородстве.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине детская спортивная школа сайкиной (7 класс)

Потрясение
от обмана ока­зывается таким тяжелым,
а ситуация такой непоправимой — потеря­на
честь, утрачена вера в любимого человека
и в саму любовь, — что жизнь теряет для
Ларисы всякий смысл.

Но, чтобы уйти из
нее, она не находит в себе сил и вынуждена
принять закон буржуазного общест­ва,
где красота, являясь товаром, покупается
и продается. Лариса готова стать
содержанкой Кнурова, и только выстрел
Карандышева положил конец сомнениям,
мукам, нравственным колебаниям, обор­вав
жизнь Ларисы Огудаловой.

Пьеса
построена таким образом, что основное
действие развивает­ся двумя потоками
— на сцене и за сценой. На сцене происходят
только самые острые события, показаны
ситуации, раскрывающие психологическую
сложность взаимоотношений и крутые
повороты в развитии сюжета.

Все обычное,
будничное или житейски известное
остается за пределами сценического
пространства. Так, драматург опускает
сцену первой встречи Ларисы с Паратовым,
не показывает ее переживаний после его
отъезда (об этом зритель узнает из реплик
персонажей), нет сцены поездки Ларисы
за Волгу с цыганами.

Основу драмы
составляет не только действие, но и
психологический процесс.

«Б» —
это пьеса о красивой, незаурядной
девушке, оказавшейся в заурядном
буржуазном окружении, которое смотрит
на нее как на яркую, привлекательную
вещь.

Тема купли-продажи про­низывает
все произведение, является основной и
заявлена уже в са­мом начале драмы,
когда идет разговор о «Ласточке», выгодно
куп­ленной Вожеватовым у Паратова,
об удовольствиях, за которые «пла­тить
надо» (имеется в виду удовольствие
бывать в доме Огудаловых), о том, что
хорошо бы с Ларисой Дмитриевной
прокатиться в Париж на выставку, и о
том, что эта женщина создана для роскоши
и ей, как дорогому бриллианту, требуется
дорогая оправа. Все реплики относи­тельно
Ларисы брошены не случайно, они получают
развитие, и в финале раскрывается их
подлинно драматический смысл: в самый
тяжелый для Ларисы момент, когда она
понимает, что Паратов жесто­ко обманул
ее, Кнуров делает ей предложение поехать
с ним в Париж на выставку.

В
Ларисе нет той цельности и внутр-й силы,
какая чувствова­лась в Катерине. Душа
ее мечется му меч-той о чистой любви, о
благородном женихе, между стремлением
любить людей, жить по законам чести, по
нормам морали, принятой в дворянской
среде, и — способностью к нравственному
компромиссу.

Одиночество
Ларисы драматург подчеркивает неожиданным
при­емом: героиня умирает под «громкий
хор цыган». Перед смертью она воспринимает
выстрел Карандышева как благо, как
избавление от страданий. Под звуки
цыганской песни Лариса говорит о любви
к людям и посылает прощальный поцелуй.

В начале пьесы дом Огуда­ловых
сравнивался с табором, завершается
пьеса таборной песней. Соединились
начала и концы, причины и следствия,
временное и вечное. Умирая, Лариса
понимает, что она чужая для всех, но при
этом никого не обвиняет: «Пусть веселятся,
кому весело… Я не хочу мешать никому!
Живите, живите все!».

ее смерть не
случайность, а неизбежная гибель из-за
несоот­ветствия этой женщины практичному
и жестокому миру.

«Б» — это драма, но
в ней видят трагедийные эл-ты. Ряд
лейтмотивов:

  • Красота
  • Простота, которая оттеняется мотивом богатства
  • В начале пьесы возникает мотив трагедии: Лариса все вр ощущает себя над краем пропасти

Как и Катерина она
все время безоглядно проявляет свои
чувства. Простота и глуповатость
свидетельствуют об этом.

  • Мотив «человека вещи» ни только у Ларисы, но и Паратова.
  • мотив игры – актерство свойственно всем, кроме Ларисы.

Драматический
конфликт: «если быть вещью, то дорого»
=> утратив любовь она принимает то, что
ей предлагают.

Смерть – проявление
слабости, а не силы, как это было у
Катерины.

Два
претендента на сердце Лариса — Паратов
и Карандышев
.
И Кнуров, и Вожеватов имеют отноше­ние
к гибели Ларисы. Однако Паратов и
Карандышев в системе образов занимают
центральное место.

Именно эти герои
подтолкнули Ларису к нравственной
пропас­ти.

Паратов жестоко обманывает
девушку, использует ее доверчивость и
самозабвенную любовь, а Каранды­шев,
не имея никакой власти над сердцем
Ларисы, уби­вает ее.

На
первый взгляд, эти герои — антиподы.
Паратов — красив, богат, «блестящий барин
из судохозяев», а Ка­рандышев — мелкий
небогатый чиновник с неинтерес­ной
внешностью. Паратов всюду появляется
с шиком, каждым жестом, каждым шагом
обращает на себя вни­мание. Па­ратов
легко находит общий язык с людьми,
вызывает у них восхищение.

Харита
Игнатьевна, например, так отзывается о
Паратове: «Молодец мужчина… Экой со­кол!
Глядеть на тебя да радоваться». Лариса
глубоко и сильно полюбит Паратова,
смелого и страстного по­клонника.
Карандышева, наоборот, девушка, даже
согла­сившись стать его женой, почти
презирает. Он для нее соломинка, «за
кот. хватается утопающий».

Никто из
персонажей не отзывается о нем уважительно.
«Ч-к самолюбивый, завистливый», — замечает
Вожева­тов. «Ну что такое Карандышев!»
— с презрением и не­доумением гов.
Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти
замуж за этого человека.

Окружающим
неприят­ны завистливость Карандышева,
его озлобленность, стремление во что
бы то пи стало оказаться в избран­ном
обществе. Карандышев и Паратов —
соперники. Му героя-ми существу­ет
соц. пропасть. Карандышев — «маленький
ч-к», а Паратов — «хозяин жизни». У него
есть прави­ло — «никому не прощать, а
то страх забудут, забываться станут».

И это не пустой звук, а одно из глав.качеств
Паратова, кот. можно определить, как
барство. Однако при глубоком анализе
характеров и поступ­ков Паратова и
Карандышева можно сделать вывод, что у
героев есть много общего. И тот, и др.
крайне са­молюбивы и тщеславны, любят
произвести впечатле­ние, добиваются
постав-ленной цели любыми средства­ми.

Обоим Лариса нужна для самоутверждения.
Она для них — игрушка, ВЕЩЬ. Пара-тов
добился того, что Лариса его страстно
полюбила, а сам он «женихов всех отбил,
да и след простыл…»

Вернувшись
в Бряхимов и приглашая девушку на
прогулку на «Ласточке», Паратов
хладнок­ровно приносит в жертву своему
капризу ее репутацию. Для него поездка
— веселое прощание с холостяцкой жизнью,
а для Ларисы — надежда на счастливый
брак с любимым человеком.

Карандышев
упорно ждал, когда Лариса останется без
претендентов на ее руку, и тоже добился
своего: стал женихом девушки. Ему не
тер­пится испытать торжество победителя,
и на Ларису после ее согласия выйти за
него замуж он уже смотрит как на свою
собственность.

И
Карандышеву, и Паратову Лариса
небезразлична, но при этом они не дорожат
девушкой, не прислушива­ются к ее
словам, не хотят понять, что с ней
происхо­дит. Герои упиваются своей
властью над Ларисой. На званом обеде
Карандышев ликует, он уже наслаждается
своим положением будущего мужа, полного
властелина Ларисы.

За нее он решает,
станет она петь для гостей или нет: «Нет,
нет, и не просите, нельзя; я запрещаю…».
Оба героя виноваты в гибели Ларисы. И
«маленький человек», и блестящий барин
не имеют в душе истин­ной чуткости и
способности бескорыстно любить. Они
считают, что в мире, где все строится на
расчете, мож­но купить и честь, и
любовь, и красоту.

Лариса идеали­зировала
и Паратова, и Карандышева. Карандышева
воспринимала как человека с доброй
душой, бедного и непонятого окружающими,
она искренне хотела его полюбить. Паратов
был для Ларисы идеалом мужчины. Она
считала сто благородным и надежным,
мечтала со­единить свою судьбу с ним.

Слишком поздно девушка по­няла, что
в мире наживы и корысти нет места для
любви.

Источник: https://studfile.net/preview/5582287/page:18/

Бесприданница характеристика образа Паратова Сергея Сергеевича

Образ Паратова не столь интересенс точки зрения обывателей. Да, конечно, он полон пафоса, много наигранной удали. На самом деле элементарного эгоизма и расчетливости все-таки в нем больше.

В произведении он выступает «блестящим барином», который очень азартен и имеет щедрую натуру.

На самом деле, Паратов Сергей Сергеевич относится к тому типажу господ, которые под ликом роковых красавцев скрывают облик людей, которые находятся в постоянном поиске богатой кандидатуры. Претенденток, на которых можно выгодно жениться.

Лариса, которая нашла в Паратове привлекательные черты, не что иное, как наивное восприятие того, чего хочешь видеть. Те есть, она с удовольствием принимает желаемое за действительное. Сам А. Н. Островский назвал бы это элементарным позерством, которое рассчитано на то, что это подкупит наивных барышень.

Даже такие девушки, как Лариса, как, оказывается, могут быть полезны. Именно для таких случаев, у Паратова всегда были в запасе красивые слова и «крылатые» фразы, чтобы впечатлять «прекрасных особ». Это просматривается в противоречивости слов и поступков Паратова.

Скажите, зачем человеку с душой, которая тянется к прекрасному, веселому и легкому, так тяжко вздыхать и рассуждать о выгоде, которую не стоит пропускать ни в коем случае. Манера ведения разговора оставляет незабываемое впечатление, которое остается в результате общения с человеком благородного рода.

Правда, то, как он холодно сообщает Ларисе о том, что он помолвлен и как цинично использует ее в своих собственных целях, выставляет его в свете маски двуличия.

Все свои поступки Паратов совершает с целью высмеять и унизить других.

Он насмехается над Карандышевым и унижает Ларису, увозя ее с собой на теплоход во время проведения званого обеда в честь ее, как невесты Карандышева.

Как мы понимаем, ничего положительного в этом образе, однозначно нет. Ему странным образом удается перемешать планы некоторых людей, до неузнаваемости изменить их настрой на будущее.

На самом деле его позерство прикрывает абсолютно пустого человека, не способного на какие-либо переживания и чувства. С одной стороны его могут понять такие, как Кнуров и Вожеватов, которые кроме холодного расчета жизнь мерять не могут.

От таких кавалеров, как Паратов не стоит ожидать порядочности, так как всю жизнь привыкли изображать благородство, а не проявлять его. Говорить о хороших поступках, а не совершать их.

С другой стороны, на его уловки покупаются не только такие простушки, как Лариса. Не забывайте, что Паратов человек, находящийся в постоянном поиске выгоды.

И по-другому вести себя не может, иначе будет выглядеть менее выгодно, чем другие.

Многие поступки говорят красноречивее его слов. Он достаточно хитер в отношении людей. Самое удобное в его поведении то, что он очень тонко понимает человеческую душу и может определить, что же именно беспокоит собеседника.

При разговоре, он способен принимать сторону виновника разговора, приняв его правила игры. Он легко подстроится под настроение своего оппонента. Таких людей, как Паратов, как правило, на пьедестал ставит женщина, не важно – любящая, любимая или жертва этих чувств.

Это они придумывают себе идеальные образы, которым поклоняются очень долго. Такой оказалась и Лариса, которая сотворила себе «кумира». Сама же, потом и поплатилась. Попалась в хорошо расставленные сети.

О чувствах можно было бы говорить, но не с людьми, которые имеют свой капитал благодаря трезвому, холодному и расчётливому уму.

Такие люди очень часто даже не задумываются о последствиях, они преследуют свои интересы, прохаживаясь по судьбам и чувствам других людей, которых, кстати, могут считать за слабаков. Так что, за всем этим фарсом и пафосом вряд ли скрывается человек, который способен хотя бы на понимание.

.

Источник: https://cwetochki.ru/post-Bespridannitza-harakteristika-obraza-Paratova-Sergeya-Sergeevicha-23661.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector