Сочинение образ ильиничны в романе тихий дон (характеристика героини)

«Тихий Дон» — это роман-эпопея Михаила Шолохова, одно из самых значительных произведений отечественной литературы 20 века. Произведение рисует широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революции 1917 года, Гражданской войны.

Остаться человеком в нечеловеческих условиях – такова главная идея романа-эпопеи «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Утверждение простых ценностей, заключающихся в воспитании детей, в труде, в любви к своему ближнему и к своей родной земле автор осуществил при помощи ярких, несравненно жизненных образов. Воплощением семьи, дома, родной земли, верности и любви являются женские образы произведения:

  • Аксинья Астахова
  • Наталия Коршунова
  • Евдокия (Дуняша) Мелехова
  • Ильинична
  • Дарья Мелехова.

Жизненность романа «Тихий Дон» обусловила его популярность и бессмертность. Эта черта относится и к созданию образов произведения. в романе Шолохова герои не делятся на положительных или отрицательных. Все персонажи изображены простыми людьми, способными на эмоции, чувства, ошибки.

Сочинение Образ Ильиничны в романе Тихий Дон (характеристика героини)

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Противоречивость образа Аксиньи

Самым ярким женским образом романа, на основе которого построена любовная сюжетная линия произведения, является Аксинья Астахова. Противоречивость образа этой женщины состоит в том, что общественность считает ее бессовестной, падшей женщиной, а для Григория она – любящая и преданная, готовая пойти ради него на любую жертву.

Аксинью выдали замуж еще совсем молодой. Но брак со Степаном не подарил ей ни любви, ни детей. Невероятная красота и смелый характер – отличительные черты Аксиньи. Гордая и упрямая, но во всем до конца честная, даже в своей безумной грешной любви.

Григория Аксинья полюбила всем сердцем и навсегда. Это чувство не смогли в ней уничтожить ни побои Степана, ни людское осуждение, ни возвращение Григория в семью.

Она не сумела уберечь от смерти собственного ребенка, но ее сердце настолько широко и отзывчиво, что после смерти Натальи Аксинья стала для детей Григория настоящей мамой.

Несмотря на ошибки, на неповиновение мужу, связь на стороне, несвойственные для традиционного образа русской женщины, образ Аксиньи утверждает силу истинной любви, которая не боится ничего. Она неоднократно ради своей любви бросала дом и вслед за Григорием шла под чужую крышу. Аксинья была готова пойти на любые жертвы, только бы быть рядом с любимым.

Образ Натальи как олицетворение любви и преданности

Образу Аксиньи в романе «Тихий Дон» противопоставляется образ Натальи Коршуновой. Женщин много объединяет: обе любят Григория и желают быть рядом с ним вопреки сопернице.

Верность любимому человеку, преданность ему, абсолютная отдача чувству, несмотря на все его измены свойственны обеим женщинам. Однако невольно читатель проявляет к Наталье больше сочувствия. Наталья законная жена Григория.

И хотя выходя замуж она прекрасно знала, что он не испытывает к ней чувств, она решилась на этот брак ради того, чтобы быть с ним рядом.

Замечание 1

Образ Натальи является воплощением верной жены и любящей матери в произведении Шолохова.

Она верила, что подарив мужу заботу, любовь и детей, сумеет вытеснить соперницу из его сердца, но не смогла. И поэтому читатель жалеет Наталью.

Несмотря на то, что девушки оказались в сходной ситуации, Аксинья проявляет характер борца, а Наталья только смиренно ждет своего счастья.

Однако расстроившись из-за очередной измены мужа, Наталья, мать двоих детей, решилась на аборт, который стоил ей жизни.

Образ Дарьи Мелеховой

В образе Дарьи Мелеховой автор отражает проблему отчаявшейся, женщины потерявшей себя из-за жестокости Гражданской войны. Дарья, старшая сноха Мелеховых – всегда озорная и веселая, временами даже резкая. Казачий дух этой женщины не подчиняется никаким правилам. Дарья любила красиво нарядиться, погулять, выпить. Ее не интересовали ни домашняя работа, ни желание обзавестись детьми.

После смерти мужа женщина словно обезумела без мужского внимания и была готова отдаться первому встречному. Однако из-за войны на хуторе практически не осталось мужчин, и Дарья предлагает себя даже свекру.

Такая шальная потребность в физической близости для Дарьи закончилась трагически – она заразилась сифилисом, который тогда был неизлечимым. Понимая близкую и постыдную смерть, Дарья решила сама уйти из жизни.

Образ Евдокии Мелеховой

Всем женским образам романа «Тихий Дон» присуща общая черта – они способны на все ради любви. Евдокия Мелехова не стала исключением. Сердце девушки было занято Михаилом Кошевым, но во время революции он принял сторону большевиков.

От руки Михаила умирает старший брат Петро, а Григорию приходится от него скрываться и прятаться. Несмотря на эти факты, запрет матери и жесткость Кошевого, Дуне не может заглушить свою любовь.

И Михаил Кошевой, виновник трагедий семьи Мелеховых, становится законным мужем Евдокии и хозяином дома.

Образ Ильиничны как воплощение хранительницы домашнего очага

Одним из самых глубоких женских образов произведения является образ Ильиничны, матери Григория, Дуни и Петра. Ее роль в развитии сюжета на первый взгляд незначительна, но именно в нем автор закладывает глубокий смысл понятия «мать». Роль Ильиничны состояла не только в том, чтобы хранить домашний очаг, но и в том, чтобы сохранять мир, покой и гармонию в семье.

Она решает проблемы не только бытовые, ео и моральные, стараясь каждого уберечь от ошибки и от греха. Ильинична считает, что несет ответственность за мысли и поступки своих близких – ошибки Григория, боль Натальи, постыдное поведение Дарьи, досаду Пантелея, наивность и неопытность Евдокии.

Таким образом, Ильинична является хранительницей чистоты души, совестью каждого члена семьи, и это для нее – святой долг.

Замечание 2

Образ Ильиничны в романе Шолохова – это воплощение святости, материнской любви и заботы, воплощение семейных ценностей, уюта и гармонии.

Гордые и смелые, честнее, отчаянные в борьбе за свою семью, любовь и счастье – именно такими изобразил женщин Михаил Шолохов в своем бессмертном романе «Тихий Дон». Ради своей любви эти женщины готовы на все.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/zhenskie_obrazy_v_romane_tihiy_don/

Ильинична

В своем романе М. А. Шолохов поднимает множество вопросов и тем. Образы, которые описаны автором, воплощают не только свое время, но и подлинные человеческие характеры. Ильинична в романе «Тихий Дон» выступает как образ праведной матери, символ терпеливости, трудолюбия и смирения. Именно такие качества Шолохов вложил в героиню, которая стала олицетворением материнства.

Василиса Ильинична Мелехова – мать Григория и Петра Мелеховых. В начале рассказа женщина уже находится в преклонном возрасте. Ее портрет, описываемый автором, говорит о том, что Ильинична приятная и мудрая женщина. «Дородный стан» Василисы, ее величавая походка не подверглись возрасту. Автор называет ее «мудрой и мужественной старухой». Из детей на нее больше всего был похож Петр.

Василиса Ильинична – примерная и образцовая жена и мать. Она настоящая хранительница очага. Несмотря на то, что ей пришлось много вытерпеть от мужа, она осталась верна ему и смогла воспитать детей хорошими людьми.

В разговоре с невесткой, Ильинична признается, что в ее семейной жизни не все было хорошо и гладко – ей приходилось терпеть и измены, и побои. Но она сумела простить мужа, сохранила семью.

Женский долг оказался для нее превыше всего.

Василиса сильная женщина. Узнав о смерти мужа, она не дает волю чувствам, справляется с потерей на уровне внутренних переживаний, не выпуская наружу свое горе. Все свое время эта женщина проводит в трудах – смысл ее жизни заключается в работе ради детей и семьи.

Ильинична редко видела счастье в собственной жизни, но это не озлобило ее. Своим детям она пытается привить самые нравственные качества.

Добро и справедливость – вот основные критерии жизни для Василисы, такими хочет она воспитать и своих детей. Видя разногласия между сыном и невесткой, Ильинична пытается дать мудрые советы, является голосом разума.

Она пытается отговорить Наталью от решения избавиться от ребенка, пытается показать ей несправедливость такого намерения.

Множество тяжелых испытаний выпали на долю этой женщины, но самым страшным из них стала война. Она забрала у нее любимых людей, но даже это не смогло подорвать для нее веру в светлое будущее, истинные человеческие добродетели.

Образ Ильиничны Шолохов описывает как символ материнства. Она безумно любит своих детей, готова на все ради них. До последнего момента она ждет возвращения Григория, но судьба не позволила ей еще раз увидеть сына.

Чужих детей для нее не бывает, и даже Мишку Кошевого, несмотря на его поступок, она прощает и всячески помогает ему. Отношение к детям показывает Ильиничну мудрее, чем все воюющие стороны. Она не разделяет людей на «белых» и «красных».

Она понимает, что все они – люди, которые являются чьими-то сыновьями, их всех любят и ждут матери.

Стрельба друг в друга, массовые убийства среди двух воюющих сторон ранят сердце Василисы Ильиничны, она пытается вразумить своего сына, взывая его сознание к Богу, чести и справедливости.

Характеристика Ильиничны в романе «Тихий Дон» является воплощением женской судьбы того времени, поломанной, но не сломленной.

Через ее образ Шолохов передает добродетельность истинных материнских чувств, горечь потери детей, весь страх и несправедливость проводов сыновей на войну.

Ильинична олицетворяет величие народа, его стойкость и силу духа, даже в таких страшных обстоятельствах, как война.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Характеристика Ильиничны в романе «Тихий Дон», описать образ и судьбу героини, указать символику и глубину образа.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/tihiy-don/ilinichna-obraz.html

Женские образы в романе «Тихий Дон»: характеристика, описание своими словами, судьбы в романе, сочинение

Если вам нужно написать сочинение по теме «Женские образы по роману «Тихий Дон», то в этой статье вы найдете описание судеб и характеров настоящих русских женщин из этой эпопее.

Женские образы в произведении «Тихий Дон» являются воплощением любви, дома, верности, родной земли.

Женщины в этой эпопее утверждают простые, но такие важные человеческие ценности: воспитание детей, труд, любовь и сострадание к ближнему и своей земле. Ниже вы найдете описание этих образов.

Такая характеристика может пригодиться для написания сочинения, доклада, сообщения и других подобных работ, связанных с литературой. Читайте далее.

Женские образы в эпопее «Тихий Дон» Шолохова: характеристика, описание по персонажам, кратко для презентации в таблице

Женские образы в эпопее «Тихий Дон» Шолохова

В произведении Шолохова гармонично сплелись множество ипостасей:

  • Война
  • Любовь
  • Тяжелая судьба народа

Отдельного внимания заслуживают женские образы, которые описаны настолько реалистично, что, казалось бы, и вовсе не выдуманы автором, а позаимствованы из реальной жизни.

Основными героинями можно назвать Аксинью Астахову, Дуняшу и Наталью Мелеховых. Впрочем, присутствует и несколько очень колоритных второстепенных персонажей, на которых также следует остановиться.

Вот характеристика и описание по персонажам главных женских образов в эпопее «Тихий Дон» Шолохова:

АКСИНЬЯ АСТАХОВА:

Аксинья запоминается как верная, преданная и влюбленная женщина, что волею судьбы оказалась супругой совершенно иного человека.

Она обладает привлекательной внешностью – мало того, автор намекает, что ее красота губительна, порочна.
Иногда кажется, что именно внешность мешает Аксинье стать счастливой. Ей часто завидуют другие женщины.

Даже возраст и беременность не делают Астахову менее привлекательной.

У нее пухлые губы, «зазывное» тело, черные брови, полноватые плечи, смуглое лицо и кудрявые волосы. А глаза казачки словно полыхают огнем. Чувствуется, что Шолохов симпатизирует ей.

Судьба героини непростая. В ней мало радости. Молодость ее началась с изнасилования отцом, а также замужества с тем человеком, что не ценил ее душевных порывов. Тем не менее, Аксинья ни перед кем не унижается. Она темпераментная и гордая. В ней также присутствуют такие качества:

  • Честность
  • Смелость
  • Хозяйственность
  • Трудолюбие
  • Доброта

Аксинья не стыдится работы, не делит ее на «мужскую» и «женскую». Может как готовить, так и гнать быков, и крыть крышу. Она не сидит без дела, и заботы помогают ей отвлечься от переживаний.

Она мечтает о детях и счастье. Но замужество оказывается совершенно иным. Аксинья терпит побои и издевательства. Опасностей она не боится.

Минута близости с по-настоящему любимым человеком для нее дороже целой жизни.

ДУНЯША МЕЛЕХОВА:

Ее образ важен для осознания переходного времени. У нее темные глаза, что постоянно имеют веселую искорку, длинные ресницы, стройная фигура, нос с горбинкой, тоненький голос.

Конечно же, облик героини меняется по мере ее взросления. Лет к 15-ти прибавляется статность и формы. Созрела Дуняша достаточно рано.

Что же касается характера, с годами она становится более сдержанной. Одевается скромно, но со вкусом.

Дуняша обучена грамоте, трудолюбива, практична. Михаила Кошевого она полюбила еще с юности. Однако гражданская война мешает их счастью. Они уже не могут так часто видеться.

Примечательно, что после того, как Кошевой расправляется с ее братом, который оказывается врагом, молодым людям запрещают видеться.

Так же, как и Аксинья, Дуняша проходит непростой жизненный путь, на ее долю выпадает много испытаний.

Читайте также:  Сочинения по картинам сурикова

Однако такая девушка – это уже новое поколение казачек. Такие женщины формируются уже под влиянием новой власти. Именно поэтому девушка утрачивает связь практически со всеми членами семьи. Она хоронит близких, и понимает, что именно война виновата в неладах между ними. Тем не менее, у Дуни очень сильный характер. Она верит в семейное счастье и православные доктрины.

НАТАЛЬЯ МЕЛЕХОВА:

Казачка описывается как «дюже красивая». У нее смелые серые глаза, розовые щеки, сдержанная улыбка, крепкие руки, открытый взгляд, восхитительная фигура. Привлекательность Натальи остается и после попытки самоубийства, несмотря на то, что шея теперь искривлена.

Наталья скромна, не любит бросаться словами. Григорий для нее – любовь с первого взгляда. И это при том, что девушка из богатой семьи и могла бы выбрать себе какого угодно жениха. Ей не чужды:

  • Послушание
  • Трудолюбие
  • Хозяйственность
  • Доброта
  • Скрытность
  • Серьезность

Можно сказать, что она антипод Аксиньи. За счет таких сравнений, автор дает Наталье раскрываться.

Второстепенные женские образы эпопеи — кратко для презентации в таблице:

Персонаж Кто эта женщина? Основные черты Что символизирует Для чего нужна?
Елизавета Мохова Дочь купца
  • Взбалмошность
  • Злословие
  • Грубость
  • Избалованность
  • Гордыня
  • Страстность
  • Распутство
  • Утрата связи с корнями
Реализм (если бы не было таких образов как Лизавета, творение было бы его лишено)
Василиса Ильинична Мать Григория
  • Доброта
  • Отзывчивость
  • Любовь к своей семье
  • Мудрость
  • Женственность
  • Трудолюбие
  • Стержень женской силы
  • Гордость
  • Стать
Символ сильной матери, что не приемлет войны и более всего желает своим детям счастья
  • Хозяйка семьи
  • Настоящая казачка
Анна Погудка Большевичка, революционерка
  • Смелость
  • Доблесть
  • Трудолюбие
  • Отвага
  • Верность своим идеалам
  • Упорство
Анна – удачный симбиоз девичьей красоты, что способна умилять, с образом воина. Символ борьбы за интересы народа
Ольга Горчакова Жена Листницкого и причина его смерти
  • Игривость
  • Ветреность
  • Некая наигранность
Как и Лизавета, ассоциируется с распутством Нужна для описания судьбы одного из героев

Роль главных женских образов в романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохова: сочинение своими словами

Женские образы в эпопее «Тихий Дон» Шолохова

Выше были описаны женские образы. Жизнь вех этих деревенских и не очень простых женщин сложная. У каждой свои проблемы и заботы. Вот сочинение своими словами по теме «Роль главных женских образов в романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохова»:

Во – первых, благодаря всем главным героиням романа, раскрывается собирательный образ женщины с сильным характером, жертвенной, работящей казачки, которые во многом себе отказывали ради любимых мужчин, семейных ценностей и блага своей страны. Какими бы разными не были эти девушки, война изменила жизнь каждой, по-своему закалила, заставила переосмыслить многие вещи.

Мать Григория – это казачка старшего поколения. Она заботливая, любящая, порядочная, хозяйственная. Терпелива к переменам. Стойко переносит невзгоды. Ради счастья детей она готова пожертвовать всем, что имеет.

Аксинья – волевая и гордая. Никого не боится, готова нести ответственность за свои поступки. Действовала по зову сердца, не стала таить от мужа связи с Григорием. Свои проблемы предпочитает решать сама, за чужие спины не прячется.

Наталья – сдержанная, покорная, воспитанная. Это антипод бойкой Аксиньи. Любит Григория чистой любовью, боготворит его. Однако не проявляет чрезмерной активности, поскольку считает, что главным все-таки должен быть мужчина.

Во-вторых, женские образы эпопеи не только показывают читателю характер и поведенческие привычки прекрасного пола того времени, но и намекают на то, что любовь может быть как созидательной, так и губительной. Все зависит от обстоятельств.

Образ и характеристика мужского и женского образа Натальи и Григория Мелеховых из произведения «Тихий Дон» Шолохова: судьбы в романе, трагедия, сочинение

Образ мужского и женского образа Натальи и Григория Мелеховых

В тексте выше был описан образ Натальи Мелеховой как отдельной личности. Но ее судьба связана с Григорием.

В чем у них трагедия, и как протекала жизнь у этих персонажей, можно описать в сочинении, если тема будет связана с «Тихим Доном».

Вот описание мужского и женского образа и характеристики, а также судеб в романе Натальи и Григория Мелеховых:

Наталья появляется в романе еще совсем юной девушкой. Ей предстоит выйти замуж за желанного, статного и смелого красавца, казака Григория Мелехова. Однако девушке не так уж и повезло, ведь супруг не скрывает связи с замужней Аксиньей. Тем не менее, Наталья не сдается. Она искренне любит Григория и выходит за него.

Семья Григория очень полюбила девушку. Она хозяйственна, сдержана, скромна. Однако сам Мелехов недоволен молодой женой – дескать, она не такая страстная, как Аксинья, а какая-то холодная.

Именно поэтому он покидает Наталью. Но все дело в том, что возможно, по сравнению с любовницей, девушка просто еще совсем юна, скромна и неопытна.

А Григорий привык к совершенно иным женщинам, у которых в руках все горит.

Однако Наталья верит, что супруг вернется. Она решает поговорить с разлучницей, умоляет вернуть ей супруга. Но Аксинья не видит смысла уступать, ведь она также любит Мелехова.

Осознав, что попытки вернуть Григория тщетны, Наталья решает покончить с собой. Но все срывается, и она остается калекой. Однако казак к ней возвращается, поскольку Аксинья предала его. Героиня очень счастлива.

Она даже похорошела. Рожает ему двух близнецов.

Отношение Мелехова к Наталье меняется – он начинает любить ее, уважать и заботиться.
Но счастье длилось недолго. Мелехов простил Аксинью, и, не посмотрев на детей, вновь ушел. Вполне возможно, это подтверждение того, что «волк все равно смотрит в лес, сколько его не корми».

Мало того, даже на войну Мелехов взял Аксинью с собой. А Наталья страдала от одиночества и злости на мужа. После возвращения Григория на побывку, Наталья забеременела.

Она страдает от нелюбви, вновь говорит с Аксиньей, но последняя оскорбляет ее. Наталья идет на аборт, которого не переносит. Но умирая, она прощает неверного мужа и по-прежнему любит его.

Что же касается Григория, теперь он понимает, что был слеп и именно из-за его тяги к страстным удовольствиям искренне любящий его человек не только пострадал душевно, но и лишился жизни. В этом и заключается трагизм отношений Григория и Натальи.

Наталья:

  • Любящая
  • Жертвенная
  • Верная
  • Эмоциональная
  • Ранимая
  • Добрая
  • Отзывчивая
  • Хозяйственная

Григорий:

  • Сильный
  • Смелый
  • Мужественный
  • Но ветреный и безответственный

Ведь для него пылкость в отношениях становится важнее порядочной и скромной жены с детьми, а также счастливого брака. Однако после он понимает, что ошибся и поддался соблазнам, вместо того, чтобы ценить женщину, которая любит и ждет его дома.

Клип из «Тихого Дона»: женские образы

Существует много клипов песен с персонажами «Тихого Дона». Благодаря музыке, женские образы отлично прослеживаются. Композиция как бы дополняет сюжет.

Ниже, вы можете это увидеть в клипах на песни Елены Ваенги и другой неизвестной певицы.

Обратите внимание, как слова песен отлично подходят к сюжету, а все потому, что в этом романе автор реалистично описал судьбы простых русских женщин.

  • Прочитайте по теме:

Источник: https://heaclub.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-tihij-don-harakteristika-opisanie-svoimi-slovami-sudby-v-romane-sochinenie

Женские образы в романе Тихий Дон, сочинение

Тихий Дон Шолохова — произведение, где автор затронул жизнь казаков в годы гражданской войны.

Автор показал суть характера казаков, создавая самобытных героев в своей работе, которых невозможно забыть после прочтения и знакомства с ними.

Идея романа — это человек прежде всего, таким и нужно оставаться независимо от условий жизни, пусть даже нечеловеческих. Большую роль в романе Тихий Дон писатель отводит женским образам.

Женские образы в романе Тихий Дон

Роль женских образов огромная. Они в произведении Тихий Дон являются воплощением любви и дома. Они воплощают в себе семью и родную землю. Эти образы яркие и индивидуальные, однако всех их объединяет трагическая судьба. Сами же женские образы строятся на контрастах. Из всех созданных личностей, работая над нашим эссе, хотелось бы выделить Наталью и Аксинью.

Образ Аксиньи

Аксинья — женщина с трудной судьбой. Уже в шестнадцать лет ей достается от отца, а позже выдают замуж за Астахова. Муж ее избивает, свекровь на плечи девушки переложила все дела по хозяйству. Семейная жизнь была каторгой и только после рождения дочери жизнь немного окрасилась в краски, но радость была не долгой. Ребенок умирает, не дожив до года.

И вот на девушку обратил внимание Григорий Мелехов. Их чувства разгорелись, а любовь стала настолько сильной, что ничто не страшило Аксинью и за свое счастье она готова бороться до победного конца несмотря на то, что у Григория была жена.

Она поставила цель отнять казака у всех, и ее желание понятно, ведь до этого времени не видела девушка счастья и любви. Это героиня с упрямым характером, смелая, открытая, которая идет на поводу у страстей и ее не волнует мнение общества.

Она отстаивает свое право на счастье, на самостоятельность, показывая бурный протест против униженной роли женщин. Аксинья любит, и несмотря на преграды, ее любви хватает и на детей Григория, хватает любви и на то, чтобы не бояться пойти за любимым хоть на край света.

Так Аксинья бежит с Григорием, вместе с ним терпит лишения и у него же на руках умирает от пули. На этом заканчивается ее жизненный путь.

Образ Натальи

Еще одна яркая героиня романа — Наталья. Это жена Григория. Женщина любит мужа прекрасно зная, что чувства ее безответные. Когда читаешь произведение, то очень сочувствуешь девушке, которая очень хотела и надеялась вытеснить из сердца Григория Аксинью. Но, безуспешно.

Ни ее преданная и верная любовь к мужу, ни ее забота, ни общие дети не смогли заставить Григория не идти на измены. Однако я осуждаю ее в какой-то степени из-за того, что она решается убить не родившегося ребенка только потому, что ее муж изменяет.

А ведь в итоге это лишило жизни не только малыша, но и унесло за собой жизнь Натальи, оставив двух детей без материнской любви и ласки.

Делая вывод, мы видим, что все женские образы, а это и хранительница тепла Ильинична, и бунтарка Дарья, и Евдокия, и Наталья с ее преданной любовью, и противоречивая Аксинья, это женщины смелые, честные, гордые и отчаянные в борьбе за счастье, любовь, семью.

Женские образы в романе Тихий Дон, сочинение 2 вариант

Шолохов в Тихом Доне рассказал не только о трудной казацкой жизни в годы гражданской войны, но и выделил важное место женским образам в своем романе.

И пусть женщины не были связаны с историческими событиями тех времен, их роль в романе была неоценима и важна, в чем мы убедились на уроке, где рассмотрели женские образы в романе Тихий Дон.

Давайте в нашем сочинении по теме женские образы в романе Тихий Дон Шолохова остановимся подробнее на образах женщин, которые являются основными персонажами произведения, и поймем в чем заключается их роль, и какие функции возлагает автор на Аксинью, Наталью и Дарью.

Характеристика женских образов

Женские образы занимают одну из важных ниш произведения Шолохова, ведь именно женщина-казачка является хранительницей домашнего очага и традиций. Женские образы при этом автор выстраивает на контрастах характеров.

Так, если Аксинья независимая, красивая, волевая женщина, с чувством собственного достоинства, в характере которой сочетается гордость, благородство, умение любить и жертвовать, то в образе Натальи мы уже видим другой женский образ. Наталья — верная жена, хорошая мать, хранительница уюта и домашнего тепла.

Эта героиня стала воплощением тихого семейного счастья, заключавшегося в детях и муже.

Роль женских образов в романе Тихий Дон действительно важная. Благодаря женским образам романа-эпопеи читатель понимает, насколько сильные и мужественные были женщины у казаков.

Насколько сложно им жилось в это суровое время, которое наложило отпечаток на каждую из них.

При этом женщины мужественно несут свой крест, и готовы к самопожертвованию ради семьи и детей, готовы терпеть тяготы и лишения, стараясь не терять оптимизма в это нелегкое для страны переломное время.

Роль образа Аксиньи в романе Тихий Дон

Один из запоминающихся женских образов в романе Тихий Дон является образ Аксиньи. Образ этой женщины не просто яркий, он противоречивый. С одной стороны она способна увести чужого мужа, и ее осуждает общество. С другой стороны, мы видим женщину, которая любит. И Аксинья готова на любую жертву ради любимого.

Аксинья — женщина с нелегкой судьбой. В детстве ее изнасиловали, потом выдали замуж за нелюбимого Степана, и она долго живет без любви, без детей, пока не повстречала соседа Гришку. Эта грешная любовь оказалась настолько сильной, что ни пересуды людей, ни побои мужа, не могли убить в Аксинье это чувство.

Несмотря на то, что поведение Аксиньи Астаховой и ее ошибки не были свойственны образу русской женщины, однако благодаря ей Шолохов показал истинную любовь, которая не боится ни предрассудков, ни осуждения, ни социально-исторических событий.

Роль образа Натальи в романе

Еще один привлекательный женский образ в романе Тихий Дон — это образ Натальи. Данный образ автор противопоставляет образу Аксиньи. Женщины разные, а объединяет их только любовь к Гришке.

И здесь, благодаря Наталье автор показывает такие характерные для русской женщины черты, как верность, терпение, преданность, их любовь к детям и мужу, способность простить даже измену.

Однако, в отличие от боевой Аксиньи, Наталья лишь терпеливо ждет и надеется, а не дождавшись от мужа любви, и видя его очередную измену, проявляет слабость и решается на аборт, который убивает Наталью.

Роль Дарьи в романе Тихий Дон

Немаловажную роль играет и образ Дарьи в романе. С помощью ее образа Шолохов раскрывает проблему женщин отчаявшихся, и потерявшихся. Когда мы знакомимся с Дарьей, то видим полную ее противоположность и Наталье и Аксинье. Это озорная и дерзкая девушка. Ее свободолюбивый дух не подчиняется никаким правилам.

Дарью не волнуют хозяйские дела, она любит погулять и выпить, любит мужское внимание, поэтому с легкостью изменяет мужу, а после его смерти ведет праздную жизнь. Дарья насмехается над Натальей, и только заразившись неизлечимой болезнью, она задумывается о своей жизни, мечтая начать все сначала.

Не выдерживая изменений в своем здоровье и красоте, она бросается в реку.

Как видим, женские образы в романе разные по своему характеру, но вместе с тем, женщины похожи в своем главном желании. А хотели они лишь быть любимыми. Поэтому эти героини и затрагивают наши сердца, когда мы знакомимся с этими отчаянными гордыми красавицами, и их сложной судьбой.

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-zhenskie-obrazy-v-romane-tixij-don.html

Женские образы в романе Тихий Дон

Шолоховская эпопея – это война, смерть, измена, революция, власть. Множество слов женского рода – основа сюжета. Одни женские образы в романе «Тихий Дон» являются основными. На примере их судьбы можно понять проблемы, которые хочет донести до читателя автор. Другие персонажи второстепенны. Но без них не понять характера донского казачества, разнородность и многоликость русской женщины.

  • Образы женщин, являющимися основными персонажами романа, вы найдете по ссылкам, представленным ниже:
  • Аксинья Астахова
  • Дуняша Мелехова
  • Наталья Мелехова

Елизавета Мохова

Дочь купца Сергея Мохова Лизавета – девушка с ореховыми глазами. Впечатление от девушки нельзя назвать одинаковым. Для одних она «дьявольски хороша», видная недурная собой девушка. У других вызывает невыгодное впечатление: неприятные глаза, мокрая ладонь.

Купчиха окончила гимназию. Воспитанием ее занимается мачеха, ее нервный нрав оказал свое действие. Лиза вращается среди кухарки, не отличающейся благонравием и скромностью. Распутство меняет всю жизнь избалованной барышни.

Автор сравнивает ее с кустом дикой волчьей ягоды, свободной и опасной.

Лиза, понадеявшись на себя, пошла на рыбалку с Митькой Коршуновым. Он изнасиловал девушку, по деревне быстро поползли слухи. Парень хотел взять Лизавету в жены, но отец отсылает дочь на учебу. Первый сексуальный опыт не сделал девушку скромной, наоборот, к 21 году она стала «испорченной», разложившейся морально особой.

Лиза живет с доктором-венерологом. Читатель может пофантазировать о такой связи. Девушка меняет партнера, она сама предлагает казаку Тимофею жить вместе. Такое поведение для описанного века – редкость. Отношения длятся недолго, девушка легко меняет партнеров. К отцу девочка относится потребительски, ей нужны деньги, подарки.

Привязанности и искренности дочерней в характере нет.

Какие черты свойственны Лизавете:

  • взбалмошность: злословие, грубость, избалованность;
  • самолюбие: гордится своим телом, формами, не принимает ничье мнение за эталон, кроме своего;
  • страстность: «не баба, а огонь»;
  • опытная в делах любви женщина.
  • Образ Лизаветы – пример барского воспитания, потеря связи с корнями, распутство и пустота. Но следует понимать, что отсутствие таких женщин – приукрашивание реалий жизни.

    Образ матери Григория (Василиса Ильинична)

    Василиса Ильинична – мать Григория, Петро и Дуняши. Дети разные по характеру, но у всех есть общая черта: они любят свою семью и свои корни. Доброе сердце матери покоряет. Страницы, где Ильинична умирает невозможно читать без слез.

    В ней стержень женской силы, гордость и стать, поэтому в лице мертвой старушки появляется облик молодой сильной и мужественной матери. Женщина отвечает добром на добро, прощает Мишку Кошевого, убившего сына. Заставляет Наталью вымаливать прощения у Бога за неправильные поступки. Мудрость, женственность, трудолюбие – основные черты характера Ильиничны.

    Тяжело дается матери гибель детей. Она не верит похоронке на Григория, горестно оплакивает Петра. Мать принимает невестку и поддерживает ее в сложные минуты как дочь. Женщина не принимает войны, для нее жестокость, насилие и братоубийство далеки и непонятны.

    Пережившая побои мужа («синяя, как железо»), она сумела сохранить к нему хорошее отношение, ни разу не пришла к мысли, уйти из дома. Казачий характер просматривается в поведении хозяйки семьи: стать, гордость, ум.

    Анна Погудка

    Женщина-большевичка Анна Погудка помогает проникнуть внутрь сложной судьбы революционерок.

    Здоровая, физически крепкая девушка выглядит нелепо в солдатской одежде: ватная теплушка, большие сапоги, платок. Форма портит внешний вид девушки, скрывает женские прелести.

    Автор по-доброму описывает внешность, но его нельзя сравнить с другими женскими образами. Здесь смесь мужских характеристик с женскими:

  • тугая полнота;
  • широкая прядь волос;
  • розовые ноздри.
  • В облике постоянно выбиваются волосы, они не держатся в узле, не укладываются под платок. Милые черты привлекли Бунчука. Он полюбил ее веснушки, вдумчивую складку на лбу. По национальности девушка – еврейка. Семья живет скромно, почти бедно. Девушка окончила гимназию, работала на фабрике, чтобы помочь родным материально, давала уроки.

    Она гордится, что может заработать себе на жизнь. Ценный работник занимается большевистской агитацией. Страницы, где Анна становится пулеметчицей, вызывают разные чувства. С одной стороны, сама хочет ею стать. Значит, понимает, что хочет научиться убивать. С другой стороны, боится стрелять. Пулемет девушка изучает досконально, как технику.

    Поражают и строки ее участия в атаке. Строги и четки фразы писателя:

    «Посвист пуль, жалкий заячий вскрик Анны». Героиня умирает на руках у любимого (главная героиня также умирает на руках), но здесь у писателя другие чувства. Бунчук увидел смерть в глазах любимой, ее образ крепко засел в душе и тускнел от времени.

    Ольга Горчакова

    Женщина, которая стала женой Листницкого и причиной его смерти, — Ольга Горчакова. Высокая женщина с золотыми волосами, с ладной фигурой. Возраст героини – за 30. В ее облики много противоречий: жаркие губы – розовые щеки, низкий голос – срезанные мелкие зубы.

    Евгению она показалась настоящей красавицей. Он просит Аксинью уехать из имения, когда привозит туда свою жену. Ольга вызывает тяжелое плотское влечение барина. Автор вообще не говорит о чувствах Ольги. Поступками она напоминает Елизавету Мохову.

    Оставшись вдовой, быстро находит утешение в Листницком. Затем связывается с генералом Покровским. Понятно, что это не последний мужчина в ее жизни, но читатель благодарен ей за вмешательство в судьбу Евгения: не выдержав измены, он застрелился.

    Эта расплата за грех и свое распутство.

    Другие материалы по роману «Тихий Дон»:

    1. Краткое содержание
    2. Образ и характеристика Григория Мелехова
    3. Образ и характеристика Дуняши Мелеховой
    4. Образ и характеристика Натальи Мелеховой
    5. Образ и характеристика Аксиньи Астаховой
    6. Женские образы в романе
    7. История создания романа

    Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1273-zhenskie-obrazy-v-romane-tihiy-don.html

    Сочинение: Женские образы в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов) | Литрекон

    (581 слово) Образы женщин в романе «Тихий Дон» имеют самостоятельное значение, независимое от мужчин. Героини не только служат для раскрытия персонажей мужского пола, но и представляют ценность сами по себе. Ильинична, Дуняшка, Аксинья, Наталья, Дарья — все эти характеры раскрываются в полной мере и интересуют читателя не менее образов Григория, Петра или Михаила.

    Одна из главных ролей в произведении отводится Аксинье. «Губительная, огневая ее красота» привлекает всеобщее внимание: статная фигура, пышные волосы, темные, практически черные глаза. Но судьба одаривает красавицу сплошными трудностями.

    Изнасилованная собственным отцом, отданная в замужество к нелюбимому Степану Астахову, Аксинья сносит грубость мужа и терпит все обиды. Не может она противостоять только одному – своей любви к Григорию Мелехову. Поэтому своенравная казачка делает все, чтобы быть с любимым.

    Она честно и открыто заявляет о своих чувствах, не боясь ни гнева мужа, ни людских сплетен. По ходу действия романа читатель узнает Аксинью и как заботливую, ласковую жену и мать, способную на сострадание и нежность.

    Поражает в ней именно ее способность к самопожертвованию ради любви – за Григорием она способна пойти куда угодно, терпеть любые трудности. Образ Аксиньи притягателен: девушка естественна в своих поступках, она может любить и ненавидеть, поступать правильно и ошибаться, но всегда будет верна себе.

    Наталья Коршунова хоть и представлена как антагонист Аксиньи, но во многом эти героини схожи. Наталья — сильная личность, волевая, трудолюбивая, но скромная и послушная.

    Красивая молодая девушка с серьезными и правдивыми серыми глазами сначала приглянулась Григорию, но холодность новоиспеченной жены оттолкнула мужчину, который все время вспоминал страстную и иступленную в любви Аксинью. Он сравнивал супругу с месяцем, который «не холодит и не греет».

    Образ Натальи также привлекает читателя своей живостью: увлекательно наблюдать за преображением скромной, отчасти наивной и преданной девушки в зрелую женщину, заботливую и хозяйственную, но уверенную в себе, не способную принять и простить вновь совершенную измену. 

    Сложную судьбу сильной казачки М.А. Шолохов заключил в образ Василисы Ильиничны, матери Григория. Эта мудрая женщина вытерпела долгие годы семейной жизни со скандальным и грубым Пантелеем Прокофьевичем, всегда была заботливой матерью и гостеприимной хозяйкой.

    Только мысли о любимом сыне Грише и забота о внуках помогают Ильиничне справиться с горем о потерях в семье.

    Автор романа на примере Ильиничны изображает, как революция и новый уклад жизни ломают судьбы: с появлением в доме заядлого большевика Мишки Кошевого в роли мужа единственной дочери Дуняшки жизнь Ильиничны становится все более невыносима, она чувствует себя ненужной, чужой в родном доме. 

    Дарья Мелехова, пожалуй, единственная героиня, которая не вызывает сочувствия. При всей внешней красоте и легком, веселом нраве, автор наделил ее негативными чертами: неверная и развязная, циничная, «с ленцой баба, спорченная».

    Из-за своего разгульного образа жизни Дарья заболевает сифилисом и кончает жизнь самоубийством, поскольку считает, что лечиться бессмысленно, и к тому же не хочет, чтобы о ней судачили на хуторе.

    Поздно Дарья осознает истинную ценность жизни, и к сожалению, болезнь не дает ей исправить собственные ошибки. 

    Интересен с точки зрения развития личности персонаж Дуняшки Мелеховой. В начале романа читатель знакомится с беззаботным, угловатым подростком, а к финалу произведения этот подросток превращается во взрослую, красивую и рассудительную женщину.

    Дуня грамотна, умеет читать и писать, отличается практичностью и хозяйственностью. Слепо влюбленная в Мишку Кошевого, Дуня выходит за него замуж, принимая тот факт, что он повинен в смерти ее родного брата.

    Именно этот выбор привлекает внимание читателя: сложно судить, верное ли решение приняла девушка, и в целом могло ли быть верное решение в такой ситуации?

    В романе можно встретить разнообразные по характеру женские образы, но всех объединяет одно – каждая героиня переживает лихолетье войны и имеет непростую судьбу. Все они вносят свой неповторимый вклад в общее приятное впечатление от произведения. 

    Вероника Параскевова

    Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/zhenskie-obrazy-v-romane-tihij-don/

    Женские образы в романе «Тихий Дон»

    Роман-эпопея М. А. Шолохова поражает количеством действующих лиц и тщательной проработкой их внутреннего мира. Наряду с сильными мужскими персонажами большую роль в сюжете играют женщины. Всех их объединяет трагическая судьба.

    Наталья Коршунова

    Наталья — самый трагический персонаж, ставший невольной жертвой любимого человека.

    С детства Наталья была любимицей всей семьи. Вопреки многовековым традициям родители не хотели отдавать ее замуж против воли. Сама судьба предрекала Наталье счастье с полюбившемся с первого взгляда Гришей.

    Любовь к Григорию Мелехову стала для Натальи первой и единственной. Лихой и сильный казак представлялся для застенчивой девушки мужским идеалом.

    Однако семейная жизнь не сложилась с самого начала. «Холодная кровь» Натальи не привлекала Григория, познавшего сладость любви с опытной Аксиньей. Робкая девушка была не способна оказать давление на мужа и надеялась заслужить его любовь терпением и покорностью.

    С уходом Григория из родного дома вместе с Аксиньей жизнь стала для Натальи совершенно безрадостной. Она совершает неудавшуюся попытку самоубийства, униженно обращается к сопернице с просьбой отдать ей мужа, продолжает надеяться на возвращение Григория.

    Несмотря на унижение и позор, Наталья не может разлюбить мужа. Ее мало заботят разворачивающиеся вокруг кровавые события. Разрыв Григория с Аксиньей и возвращение его в семью наполняет душу несчастной женщины счастьем. Она прощает мужу все прежние грехи в надежде, что больше это не повторится. Залогом крепких отношений становятся дети.

    Читайте также:  Сочинение описание картины дети, бегущие от грозы маковского

    Счастье Натальи продолжалось недолго. Узнав об очередной измене мужа и получив от Аксиньи подтверждение, она обращается к богу со страшной просьбой: «Господи, накажи его, проклятого! Срази его там насмерть!». Более ужасным становится желание Натальи избавиться от еще не родившегося ребенка.

    После «операции» бабки Капитоновны Наталья исходит кровью. О силе ее любви к мужу свидетельствует последнее желание перед смертью: «Вы меня оденьте в зеленую юбку… Гриша любил, как я ее надевала…». Сына умирающая женщина просит: «Приедет отец — поцелуй его за меня…».

    Аксинья Астахова

    Аксинья — главная соперница Натальи в борьбе за любимого обеими женщинами Григория.

    Первая трагедия постигла Аксинью в возрасте шестнадцати лет. Девочка была изнасилована собственным пьяным отцом. Выйдя замуж за Степана Астахова, Аксинья была обречена на постоянные жестокие побои за свой «грех». Муж смягчился только после рождения ребенка, но он не дожил до года. «Старая развернулась жизнь».

    Вера в счастье проснулась в Аксинье после начала любовных отношений с Григорием. Забитая женщина полюбила его по-настоящему, не обращая никакого внимания на людские сплетни. Открытый для всех роман не остался без последствий. Вернувшийся с учений Степан начал избивать жену с еще большей силой.

    Единственной целью для Аксиньи стало возвращение Григория. Ее не смутила даже свадьба любимого человека. В отчаянном порыве она признается: «Хучь под скотину я с тобой, Гриша… Лишь бы с тобой».

    Жизнь в имении Листницких стала для Аксиньи самым счастливым периодом жизни. Родив ребенка, она была уверена, что окончательно привязала Григория к себе.

    Смерть дочки в отсутствие Григория стала очередной трагедией и роковым испытанием в жизни Аксиньи. Ее измена с Листницким объясняется естественным женским желанием найти мужскую поддержку и защиту.

    Дальнейшая жизнь в имении, возвращение к Степану уже не затрагивали душу настрадавшейся женщины. Она продолжала надеяться на воссоединение с Григорием.

    Смерть Натальи вновь сближает влюбленных. Аксинья готова следовать за Григорием хоть на край света, подвергаясь смертельной опасности.

    Аксинья случайно погибает от пули патрульного в момент наивысшего душевного подъема, когда, казалось бы, уже ничто не может помещать взаимного счастью.

    Наталью и Аксинью сближает беззаветная любовь и преданность к Григорию, который так или иначе виновен в их трагической гибели.

    Дарья Мелехова

    Дарья — бойкая и веселая жена Петра, которая не стесняясь, изменяет мужу. Женщина обладает очень сильным характером, вступает в пререкания со стариками Мелеховыми. Дарья любит наряжаться, посещать «игрища», заигрывать с парнями.

    Развязное поведение приводит женщину к трагедии. Заразившись венерической болезнью и опасаясь позора, она заканчивает жизнь самоубийством.

    Дуня Мелехова

    Дуняшка — младший ребенок в семье Мелеховых. Это жизнерадостная девушка, которая одним своим видом способна успокоить разгоряченных родственников.

    Любовь и брак Дуни с «красным» Мишкой Кошевым символизирует собой победу добра и примирение враждебных сторон.

    Ильинична

    Пожилая казачка Ильинична — образец материнства и женского терпения. Нелегкая жизнь с Пантелеем Прокофьевичем наложила суровый отпечаток на женщину. Она рано состарилась под грузом непосильной работы. Главной целью Ильиничны остается забота о судьбах своих детей.

    Ильиничне суждено пережить практически всех членов семьи. Перед смертью она испытывает лишь одно желание: увидеть родного Гришу.

    Источник: https://spadilo.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-tixij-don/

    Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

    Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — грандиоз­ная эпопея. В нем перед читателем встают судьбы лю­дей, захваченных водоворотом исторических событий в трагическом XX веке. Автор рисует колоритные, яр­кие характеры казаков и казачек.

    Большое место в романе занимают женские обра­зы. Многие свои сокровенные мысли связывает писа­тель с образами Натальи Коршуновой, Ильиничны и Аксиньи.

    В «Тихом Доне» перед читателем предстают про­стые малообразованные люди, сила чувств которых ничуть не уступает переживаниям просвещенных ге­роев классических произведений.

    Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой — это противопоставление «любви-стра­сти» и «любви семейной».

    Наталья заранее была обречена на несчастливую семейную жизнь. На нелюбимой женился Григорий, женился тогда, когда его возлюбленная Аксинья «не­истовствовала в поздней горькой своей любви». И ни­какие, даже самые неоспоримые, достоинства Ната­льи не могли разорвать связи Григория с Аксиньей.

    Портрет Натальи обращает на себя внимание такой деталью, как «раздавленные работой руки». С годами Наталья меняется, но автор все же подчеркивает в ней черты, говорящие о ее работоспособности и трудолю­бии. В дом Мелеховых Наташа вошла сразу во многом потому, что покорила Ильиничну своим трудолюбием (чего не было у другой ее невестки — Дарьи).

    «Работя­щая Наталья вошла свекрам в душу»,— говорит о ней автор.

    Огромное терпение, стеснительность и целомудрие отличают Наталью. Она не целуется до свадьбы с му­жем, потому что «совестно», а сама, озаренная счасть­ем, высчитывает в уме дни, оставшиеся до свадьбы.

    Наталья — однолюбка. Ее любовь непонятна горя­чему по нраву Григорию, она холодна и медлительна, глубоко скрыты чувства Натальи. «Ты — как этот ме­сяц,— говорит ей Григорий,— не холодишь и не гре­ешь».

    С рождением детей Наталья меняется. Она стано­вится увереннее. «Расцвела и похорошела диковин­но»,— замечает о ней автор. Любовь ее стала согре­вающей. Наталья полна глубочайшего достоинства, хотя ей приходится очень нелегко.

    Героиня ведет сложный поединок со своей судьбой. Оскорбительно для нее поведение мужа, тайком встречающегося с Аксиньей, унизительны насмешки хуторян. Мучаясь от роковой отрешенности Григория, Наталья идет вымаливать его у Аксиньи в Ягодное.

    Ее любовь жерт­венная, она любит до самозабвения.

    Отчаявшись в своих попытках вернуть мужа, На­талья бунтует и уходит из дома Мелеховых. От безыс­ходности она испытывает огромное горе: «металась в своей девичьей горенке, как подстреленный чибис по ендовой куге»,— говорит о ней автор.

    Постепенно Наталья понимает, что при жизни в доме Мелеховых у нее еще остается надежда на воз­вращение мужа, на восстановление семьи, рождение детей, а вне его она обречена на одиночество. Важны для Натальи поддержка Ильиничны, Пантелея Прокофьича. Она сроднилась с ними. Любимы ею стены, в которых вырос ее возлюбленный.

    Наталья превосходит Аксинью талантом удиви­тельной верности, нескончаемого терпения. Ее огром­ная страждущая душа — самая крепкая ограда для всего дома.. Это чувствуют и ценят все Мелеховы, а Ильинична находит в невестке надежную Союзницу в борьбе за домашний очаг, потому что это для них обе­их — одна из высших ценностей.

    Наталья пытается и не может понять Григория, его невольные отступления от нравственных норм, пово­рот от дома, семьи, хотя он всегда искренен, открыт перед ней. «Чужая ты какая-то…»,— прямо говорит Григорий.

    Наталье безумно трудно, она противостоит не толь­ко Аксинье, против нее восстает война, забирающая Григория, ей приходится бороться и со всеобщим не­уважением к чистоте и хрупкости. Наталья немного­словна, хотя ее терзают острые внутренние боренья.

    О глубине и силе ее переживаний говорят не слова, а по­ступки. Не выдержав нелюбви Григория и презри­тельного отношения хуторян, она пытается покон­чить с собой и даже идет на огромный страшный грех — избавляется от ребенка.

    Она не упрекает Григория, узнав о его поведении в походе, а лишь сурово молчит. Великое чувство любви к Григорию пронесла Наталья через всю жизнь. Этим она вызывала зависть легкомысленной гулящей Дарьи. За это любили и це­нили ее Ильинична, Пантелей Прокофьич, Дуняшка.

    Умирая, Наталья «простила Григорию все… и вспо­минала о нем до последней минуты».

    Традиционное народное понимание предназначе­ния любви — это, прежде всего, продолжение рода. А значит, по народным меркам, правильный выбор все­гда остается за семьей, долгом, детьми. Любовь к мужу у Шолохова неразрывно связана с материнст­вом, и не случайно говорится о Наталье: «Всю жизнь вбивала в детей».

    Ильиничну и Наталью многое объединяет. Им обе­им присуще мудрое спокойствие хранительниц се­мейного очага. Обе они терпеливые продолжательни­цы мелеховского рода. Обеих отличает глубоко запря­танная способность к духовной жизни.

    Ильинична, как и Наталья — великая труженица. Весь ее день проходит в заботах по дому. Семья и дети — смысл ее жизни.

    Большая хлопотунья, Ильи­нична, несмотря на возраст, сохраняет дородный стан, «гусыней плавает» по двору и дому. Она тоже не­мало натерпелась от мужа, но молчит об этом, не роп­щет.

    Глубокая женская мудрость помогает ей сохра­нить верность долгу, сохранить настоящую счастли­вую семью, стать ее центром, родить и воспитать троих детей.

    Великое чувство материнства заложено как в Ната­лье, так и в Ильиничне. Наталья всю себя посвящает детям, Ильинична до последнего издыхания неистово ждет Григория. Как матери, обе эти женщины осуж­дают насилие. Их отличает необыкновенная мягкость и доброта. Ильинична не делит мир на красных и бе­лых.

    Она способна на проявление любви к самым разным людям. В ее сердце не находится места для мести и ненависти. Теплом она согревает даже тех, кто при­чинил ей боль. Она сближается с Аксиньей, жалеет Кошевого.

    Поразительная внутренняя сила Ильинич­ны — она ни слезинки не выронила, узнав о смерти мужа, хотя внутренние ее переживания были глубоки.

    Аксинья — полная противоположность и Ильи­ничне, и, прежде всего, Наталье. В Григории борются два чувства — страстная любовь к Аксинье и тоска по семейной жизни. Не случаен такой выбор имен писа­телем: Аксинья означает «чужая», а «Наталья — «родная».

    Аксинья — воплощение непосредственной жизни, бурного протеста. «Не таюсь — грех на мне. Бей, Сте­пан!», говорит она, глядя в глаза мужу, и снова, улу­чив момент, идет на встречу с Григорием.

    Автор подчеркивает в Аксинье силу, цельность, го­рячность чувства, удивительное стремление к сча­стью. У нее пламенное сердце. «За всю жизнь за горь­кую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» — неистово восклицает она. Любовь Акси­ньи — это глубокий, страстный порыв, утверждаю­щий право на личную свободу человека. Нет оков, ко­торые могли бы сковать его.

    Григория и Аксинью многое объединяет. Это мя­тежные, ищущие души. В них неискоренима тяга к чему-то запредельному, безумному, бушующему. Григорий любит Аксинью, но изломана судьба не только у Натальи, но и у Аксиньи тоже.

    Любовь гуля­щей солдатки в отсутствие мужа, «жалмерки», како­вой стала во всеобщем представлении Аксинья после близости с Мелеховым,— обычное дело для казачьего хутора, и Григорий не воспринимает вначале всерьез предложение Аксиньи бежать с хутора. Обидными словами отвечает он на ее упреки. Горько Аксинье от ощущения растоптанности чувства.

    Постепенно Гри­горий понимает, что по-настоящему привязан к Аста­ховой, чувствует он «сосущую тоску». Глядя на нелю­бимую Наталью, он постоянно вспоминает Аксинью, сравнивает их, и сравнение это не в пользу Натальи.

    Большое значение имело в развитии отношений Григория и Аксиньи рождение дочери. Даже неуго­монный Пантелей Прокофьич перестал настаивать на возвращении сына домой. Меняется портрет Акси­ньи, она предстает уже не порочной «жалмеркой», а женщиной-матерью.

    Тоска по умершему ребенку, по ласке, теплу не по­зволила Аксинье противостоять напористым ухажи­ваниям Листницкого. Не смогла она, в отличие от На­тальи, хранить верность любимому. Виной этому и ее горячий нрав, страстная натура, неумение сопротив­ляться наплыву чувств, сдерживать их, прятать глу­боко в себе.

    В финале книги любовь Аксиньи и Григория при­обретает трагически возвышенный, совершенно иной, эпический характер. Горяча и страстна любовь Аксиньи, она готова идти за возлюбленным хоть на край света, не боясь никаких трудностей.

    Поражает необыкновенная ее внутренняя сила. Аксинья прони­кается к Григорию почти материнской нежностью. Она окружает лаской и заботой Полюшку и Мишатку. Любовь к Григорию помогает ей сблизиться с Ильи­ничной.

    Это уже совсем другая Аксинья.

    Григорий забирает Аксинью, чтобы бежать с ней на Кубань. Нет над ними больше никакой власти, духов­ная, крепкая, ничем не объяснимая связь осталась их единственным богатством. Теперь им предоставилась никем и ничем не ограничиваемая возможность жить чистой, открытой, свободной жизнью. «А я все бо­юсь — не во сне ли это? » — говорит Аксинья, боясь по­верить своему счастью.

    Несмотря на разность, Аксинья и Наталья — обе одинаково дороги и близки читателю. Они очень жен­ственны и прекрасны, каждая по-своему.

    В романе возникают и другие женские образы. Это и Дарья, это и Лиза Мохова, являющиеся примером того, какой не должна быть женщина.

    Женские образы проходят через литературу разных времен и народов. Наташа Ростова, Элен Безухова, тургеневская Ася и другие — все они стали воплоще­нием писательских представлений о женских доброде­телях и пороках. Женщина — продолжательница рода, это очень высокая миссия, поэтому женские об­разы находят в творчестве художников такое широкое осмысление.

    Источник: http://5litra.ru/soch/284-zhenskie-obrazy-v-romane-m-sholohova-tihiy-don.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector