Сочинение данко и ларра сравнительная характеристика по рассказу старуха изергиль горького

Сочинение Данко и Ларра сравнительная характеристика по рассказу Старуха Изергиль ГорькогоСочинение Данко и Ларра сравнительная характеристика по рассказу Старуха Изергиль Горького

Сочинение Данко и Ларра сравнительная характеристика по рассказу Старуха Изергиль Горького

Сравнительная характеристика

Общая черта персонажей — гордость. Каждый хочет быть лидером, из-за чего они прибегают к противопоставлению себя обществу и толпе. Внешность Ларры:

  1. Красивый юноша.
  2. Сильный.
  3. Ледяной и немного пугающий взгляд.

Данко в этом плане отличается. Он тоже красив, но его взгляд «полон живого огня».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Сочинение Данко и Ларра сравнительная характеристика по рассказу Старуха Изергиль Горького

Разница жизненных позиций героев заключается в том, что Ларра высокомерен и эгоистичен. У него потребительское отношение к окружающим. Парень уверен, что ему каждый должен угождать и выполнять прихоти.

Ларра жестоко убивает девушку, которая ему не покорилась. После этого самый мудрый человек выносит персонажу приговор: парень останется свободен, но будет всегда одинок.

Ларра многие годы был один. Отвергнутый, он понял всю бессмысленность своей жизни, поэтому отправился к людям выпрашивать смерти. Но парню отказали и в этом из-за его жестокого поступка. В качестве наказания за свою гордость Ларра превратился в тень.

При сопоставлении образов видно, что Данко является его противоположностью. Он храбрый, мужественный и решительный. Всю свою жизнь посвящает служению народу.

Данко стал проводником людей к свету, всегда поддерживал их и ободрял во время тяжёлого пути. Но в итоге они пришли в тупик, после чего эти люди обвинили юношу во всех своих неприятностях и захотели растерзать его.

Данко было их жалко, так как он любил людей всем своим сердцем. Поэтому он решился на отчаянный поступок: герой сам себе разорвал грудь и достал горящее как солнце сердце. Оно озарило своим светом мрачный лес. После этого Данко снова позвал людей за собой, подняв сердце над головой.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение новогодняя сказка

Оценим за полчаса!

В итоге всё плохое и мрачное они оставили позади. В будущем людей был только свет. Данко умер лишь тогда, когда увидел свободную землю. Он самоотверженно собой пожертвовал ради будущего людей.

Гордость Ларры привела парня только к бесконечному одиночеству. Даже после смерти ему пришлось существовать в тяжких муках в виде тени.

Анализ поступков

Сочинение Данко и Ларра сравнительная характеристика по рассказу Старуха Изергиль Горького

Поступки Ларры можно объяснить его желанием даже наиболее жестокими способами добиться собственных целей. Он убил девушку лишь из-за того, что она отказалась ему принадлежать. В поступках Данко видно только искреннее желание оказать помощь людям, даже если ему пришлось пожертвовать собой. Юноша не боится отдать за свои убеждения жизнь, чтобы племя было в безопасности и тишине.

О том, что эти образы абсолютно противоположны, можно увидеть и по их наружности. Орлиный взгляд был горд и очень холоден, а Данко был воплощением «живого огня». Это является прямым противопоставлением.

Характеристика образов, таблица

Образ Данко Ларра
Что символизирует Желание помогать, самопожертвование, гуманизм, смелость, жизнь в согласии с ближними Высокомерие, нежелание обращать внимание на окружающих, одиночество
Отношение к людям Безграничная любовь, стремление помогать Презрение
Поступки героя Вывел своё племя из дремучих зарослей и темноты. Пожертвовал собой ради блага других Убил дочь старейшины за то, что та его отвергла. Ларра не думает о том, что человеческая жизнь ценна. Не считается с мнением других. Обрёк себя на бесконечное одиночество и презрение
Смысл жизни Помочь людям, чтобы вывести из мрака Брать всё, что пожелает, получать удовольствие от жизни
Судьба героя Умер ради благополучного будущего своего народа За свой поступок его приговорили к вечным мукам в одиночестве. Самое главное наказание — невозможность умереть

Противоположность образов прослеживается в этой таблице. Её можно использовать во время написания сочинения по похожей теме.

Обоих персонажей не поняли окружающие. Но Ларра совершал безнравственные поступки. Племя ополчилось на Данко из-за того, что тот не мог признать своё бессилие. Из-за этого возник конфликт с толпой. Его жизнь закончилась трагически. Данко и Ларра были символами противоположных качеств человека.

Источник: https://nauka.club/literatura/kharakteristika-danko-i-larry.html

Образ и характеристика Ларры в рассказе "Старуха Изергиль" Горького

Главная страницаРассказ «Старуха Изергиль»

Сочинение Данко и Ларра сравнительная характеристика по рассказу Старуха Изергиль Горького
Максим Горький.
Художник М.  В. Нестеров

Ларра является одним из центральных героев рассказа «Старуха Изергиль» Горького.

Легенду о Ларре можно найти в 1-ой главе рассказа.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ларры в рассказе «Старуха Изергиль».

Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»

Ларра — герой одной из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль:«И она рассказала мне эту сказку.»Фантастический герой Ларра жил много тысяч лет назад:
«Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это.»Имя Ларра означает «отверженный», «выкинутый вон», что полностью отражает его сущность:
«А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон…»Ларра был сыном земной женщины и орла:
«Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша…»Ларра был красив и силен. У него были холодные и гордые глаза, как у орла:
«…красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад.» «И, хотя он был красив…»«Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц.»Ларра был гордым юношей:
«…стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, – не опустил своей головы…» «Ты, гордый, слушай!»Сын орла, Ларра был ловким, хищным, сильным и жестоким человеком:
«Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу.» Живя среди людей, Ларра вел себя гордо, вызывающе и оскорбительно: «И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их…»

Гордый Ларра считал, что таких, как он, больше нет. Он считал себя первым на земле и не видел ничего, кроме себя::

«А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…»«…наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего.»Ларра убил одну из девушек племени, потому что та оттолкнула его:
«Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла.»У Ларры ничего не было, он ничего не хотел, поэтому был обречен на одиночество:
«Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.»Люди наказали Ларру за его гордость и жестокость — дали ему полную свободу:
«Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!»Гордый Ларра стал свободен, как и его отец-орел. Теперь юноша делал, что хотел:
«…юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его – не был человеком… А этот – был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек – всё, что хотел.»Тело Ларры было неуязвимо, его не могли пронзить стрелы — то есть юноша не мог погибнуть от рук людей или убить себя:
«В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары.»

Одинокий Ларра долго жил около людей, но не с людьми. Он устал от одиночества и искал смерти. Но люди не убивали его, чтобы продлить его муки. Сам себя Ларра тоже не мог лишить себя жизни, так как был неуязвим:

«И долго он, одинокий, так вился около людей, долго – не один десяток годов. …и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем‑то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож – точно в камень ударили им.  «Он не может умереть! – с радостью сказали люди.»Неуязвимый и гордый Ларра стал ожидать смерти:
«И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти.»Ларра блуждал тысячи лет, и за это время ветер развеял его тело, которое в конце концов превратилось в тень:
«Он уже стал теперь как тень, – пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..»Уже тысячи лет неприкаянная тень гордого Ларры ходит по свету:
«И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/07/obraz-harakteristika-larra-staruha-izergil-gorkij.html

Сочинение на тему «Данко и старуха Изергиль» по рассказу А.М. Горького

Сочинение Данко и Ларра сравнительная характеристика по рассказу Старуха Изергиль Горького

Перед вами сочинение по рассказу
А.М. Горького «Старуха Изергиль», написанному в 1894 годе. Тема сочинения – «Данко
и старуха Изергиль». Сочинение подходит для учеников 7 – 11 классов.

Данко и старуха Изергиль

Разоблачение буржуазной
морали и индивидуализма, как основной ее черты, является характерным для
творчества Горького в конце 90-х годов. В его произведениях этого времени
воспевается героический, подвиг во имя свободы и счастья, люди с «солнцем
в крови
«, сильные, гордые, красивые.

Рассказ «Старуха Изергиль«, написанный в
1894 году, является одним из таких произведений М. Горького. Рассказ состоит из
трех самостоятельных эпизодов. Первый — легенда о Ларре, человеке гордом и
независимом; второй — рассказ Изергиль о своей молодости; третий — легенда о
Данко.

Ларра полагал, что счастье в
гордом одиночестве, но его холодный ум без доброго молодого сердца не дает ему
силы и счастья. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для
этого.

Только лишь кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не
выдерживает испытания одиночеством. И величайшее благо — жизнь становится для
него безысходной мукой.

В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к
своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях.

Во втором эпизоде рассказа
Изергиль повествует о собственной, по-своему значительной и красочной жизни.
Она знала и любовь, и подвиги, не раз жертвовала собой ради достойного, с
готовностью помогала хорошим людям. Ее рассказ — это не перечень любовных
похождений, это жизненный поиск счастья и свободы трепетной души.

Встречая
свободолюбивых мужественных людей на своем пути, Изергиль стремилась оставить
след в сердцах и воспоминаниях тех, кому дарила свою любовь. Не зная цели в
жизни, живя для себя, она ищет свой способ оставить след па земле. И пусть о
ней не сложена легенда, но ее мудрый жизненный вывод будит в ней высокие
стремления.

Она говорит:

«Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигу».

Уже в самом начале своего
рассказа старуха Изергиль делит людей на «стариков с детства»
и «юных, которые любят«. Это очень важно и для автора. Яркие,
сильные люди всегда были привле­кательны для него.

Для Горького сила — в
стремлении вперед «к свободе, к свету«. Лишь
горячее сердце, любовь к людям, сильная воля и готовность пожертвовать собой
ради других помогут пройти этот путь.

Сложен он и доступен только истинным
героям.

Таким героем является Данко. Данко ведет свой народ на волю рабской жизни. На их пути необычайные трудности, непреодолимые препятствия. Изможденных и потерявших надежду людей спасает «молодой красавец» Данко. Он любит людей. В образ Данко Горький вложил идеалистическую идею о человеке, который все силы отдаст служению народу.

И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти людей своего племени, вывести их из мрака. Он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким светом горящего сердца, Данко смело повел их вперед.

И люди воспрянули духом и пошли за ним «к морю солнечного света и чистого воздуха«.

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер».

Читайте также:  Собака - друг человека - сочинение

Умирает Данко, гаснет его
смелое сердце, но образ юного героя жив, сохранилась огненная память о нем;
перед грозой в степи вспыхивали голубые искры растоптанного сердца героя.

Идею беззаветной любви к
людям, героического самопо­жертвования во имя счастья людей утверждает Горький
в легенде о Данко. Яркий подвиг Данко и «мятежная жизнь»
Изергиль — это разные проявления человеческой любви к людям.

Конечно, жизнь
Изергиль с ее исканиями, мучениями, иногда с эгоистическими мотивами не похожа
на подвиг смелого Данко. Но эти два образа объединяет горячее стремление к
свободе, любовь к людям, желание сделать что-то значительное для них, оставить
о себе память и след на земле.

Данко, жертвующий собой ради других, конечно,
сильнее Изергиль. Он герой. Он воплотил в себе высшее понимание красоты и
величия человека.

Ранние революционно-романтические
произведения М. Горь­кого, к которым относится и рассказ «Старуха Изергиль«, имели большое
значение в эпоху недовольства и ожидания решительных перемен в обществе.

Герои
этих произведений — люди «с солнцем в крови«, сильные,
гордые, красивые. Эти герои — мечта Горького.

Такой герой должен был «усилить
волю человека к жизни: возбудить в нем мятеж против действительности, против
всякого гнета ее
«.

Надеюсь, вам понравилось сочинение «Данко и старуха
Изергиль»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-danko-i-staruha-izergil-po-rasskazu-a-m-gorkogo/

Сравнительная характеристика Ларры и Данко в рассказе Старуха Изергиль

Ларра и Данко на протяжении всего рассказа и в целом по замыслу автора являются непримиримыми антагонистами.

Их жизни полностью противоположны: смысл одной из них заключается в вечном служении людям, смысл второй, казалось бы, в принципе отсутствует – судьба без цели, без содержания, прошедшая бесследно, исчезнувшая будто тень.

Безусловно, каждый может относиться по-разному к своей жизни и определять те цели, ради которых он живет. Одни считают, что судьба определена свыше и от нас ничего не зависит.

Другие уверены, что определить свою

будущую жизнь под силу каждому из нас. В рассказе М. Горького Ларра и Данко олицетворяют собой эти два противоположных взгляда. Однако, несмотря на серьезные противоречия, у главных героев все же есть общие черты.

В первую очередь, их объединят единые человеческие качества, такие как храбрость, красота, ум и сила.

Сюжет рассказа строится на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни, а также на легендах о Ларре и Данко. Данко – красивый и смелый юноша, любовь которого к людям не знает границ. Его альтруизм совершенно неисчерпаем и ничем не обусловлен.

Данко – настоящий герой, способный на великие подвиги ради своего народа. Образ этого героя воплощает в себе идеал гуманизма, высокой духовности и способность к самопожертвованию. Его смерть не вызывает у читателя жалости, поскольку подвиг, который он совершил, его величина и значимость находятся гораздо выше подобного рода чувств.

Данко – мужественный и бесстрашный герой, в руках которого пылает его собственное, искрящееся любовью сердце, – вызывает уважение и восторг читателя, но ни в коем случае не жалость или сострадание.

Этому светлому и возвышенному образу автор противопоставляет негативный образ Ларры, человека эгоистичного и горделивого. Ларра считает себя избранным и к окружающим его людям относится с пренебрежением, подобно тому, как относится господин к своим рабам.

Неуемная гордость и высокомерие Ларры приводят его к одиночеству и заставляют испытывать невыносимую тоску. Как отмечает автор, гордость – прекрасная черта характера, но в том случае, когда она возвышается над всеми остальными чувствами, она несет за собой абсолютное освобождение от общества, от всех законов морали и нравственных устоев, что в итоге приводит к печальным последствиям.

Таким образом, Ларра, будучи освобожденным от мирских оков, умирает духовно для всех и для себя, в том числе, обреченный на вечную жизнь в физической оболочке. Данко же обрел свое счастье, отдав себя людям, и в бессмертии своем оказался полностью свободным.

Сочинение Сравнительная характеристика Данко и Ларры

Рассказ Максима Горького “Старуха Изергиль” содержит две легенды, которые рассказывают о двух молодых людях. Первая легенда повествует о человеке-орле по имени Ларра, а вторая знакомит читателя с персонажем, которого зовут Данко. Два этих образа нельзя не сравнить, поскольку характеристики пропорционально отличаются друг от друга.

В первую очередь сравнение должно коснуться характеров молодых людей. Ларра – эгоистичный, самодовольный, жестокий. Он никогда не думал о том, чего хотят люди, его волновали лишь его желания.

Его эгоизм и жестокость однажды привели к смерти девушки: Ларра убил ее, потому что она не захотела принадлежать ему.

Данко – это полная противоположность Ларры, в его характере все в точности наоборот: самоотверженность, любовь к людям, доброта и прочие лучшие качества человека.

Он готов был на все, чтобы другие обрели свободу и счастье. В отличие от Ларры он был способен на поступки, которые достойны уважения.

Ларра же действовал в угоду себе, но не безвредно, а именно с ущербом для окружающих. Таким образом, сравнивая характеры обоих героев можно понять, что они абсолютно разные, причем их личностные качества кардинально противоположны.

Особенно интересным является сравнение судьбы персонажей легенд.

В обеих легендах они погибают, казалось бы общая черта найдена, однако даже этот момент в сюжете сильно отличается, но не по характеру смерти или по чему-то подобному, а по восприятию героями ее, по их состоянию.

Ларра был изгнан людьми, сначала ему казалось, что это одиночество-именно то, что ему нужно, ведь никто из обычных людей не достоин его внимания. Но со временем его жизнь вдали от всех стала мучением, и он умер, никому не нужным.

Это не было его выбором, хоть он и воспринял сначала одиночество как дар, показал свою горделивость.

Данко сам выбрал свою судьбу-свою жизнь в обмен на множество других. И он умирал не в муках, он был счастлив, что смог помочь другим людям. Он осветил им путь во тьме своим горящим сердцем, Данко не был горделив и искренне любил людей, даже, когда те роптали на него, боясь не выбраться из дремучего леса.

Каждый из героев в итоге получил то, чего хотел, но это привело к разным последствиям, потому что все зависит от происхождения желания: добро или зло, себялюбие или самоотверженность.

В заключение остается только сказать, что образы Ларры и Данко сильно контрастируют, и это вполне уместно в рассказе Максима Горького. С помощью этих двух, совершенно различных героев, каждый может увидеть и понять влияние наших желаний на нас, а также, что действительно правильно.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sravnitelnaya-xarakteristika-larry-i-danko-v-rasskaze-staruxa-izergil/

В чем смысл противопоставления данко и ларры (по рассказу м.горького «старуха изергиль»)

   Рассказ «Старуха Изергиль» занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нём черты реализма и романтизма.

Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и Данко.

Писатель в небольшом по объему произведении задаёт главные вопросы человеческой жизни: что есть свобода – отчужденность Ларры или самопожертвование Данко? Что есть преступление?

    Заметим, что убийства совершают все основные герои: Ларра, который умертвил девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль не щадит молодого солдата ради возлюбленного шляхтича; Данко убивает себя ради других людей. Все персонажи обрывают жизнь, свою или чужую, но делают это по разным причинам.

В чем же смысл противопоставления Ларры и Данко, ведь Горький не просто так сочетает в рассказе две легенды о столь разных героях? И если в старухе Изергиль сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, то Данко и Лара — совершенно противоположные типы героев. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.

    Образ Ларры представляет собой решительное осуждение индивидуализма и эгоизма. Это двадцатилетний юноша — сын орла: «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общества.

Те качества, которые характерны для орла, которыми восхищаются, не находят понимания в обществе людей. И общество его отвергает, а преступление, совершенное Ларрой, обрекает его на вечное презрение и одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему.

И нет ему места среди людей… Вот так был поражен человек за гордость». Ларра хотел свободы, он ее получил. Но этого ли он хотел? Нет! Та «свобода», которую получил герой, стала его же проклятием.

Но таковы были нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России на рубеже Х1Х-ХХ веков много сторонников.

    Легенда о Данко — совершенно иная. В ней рассказывается о юноше, сердце которого загорелось великой любовью к людям. Волю молодого человека Горький противопоставляет безволию толпы. Это смелый юноша, который повел свой народ к свету, к лучшей жизни.

Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Он вырвал сердце из груди, и оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Образ «горящего сердца» — символ жертвенного служения людям, всему человечеству. 

    Казалось бы, вот он — идеальный герой! Но нельзя не обратить внимание на «осторожного человека», который наступил на сердце Данко. Почему он так поступил? Может быть, люди боятся таких смельчаков? Ведь они до конца не осознали той жертвы, которую принес во имя любви к ним юноша, — они просто ее приняли.

Чего боялся «осторожный человек»? А может, такие самоотверженные и смелые люди, как Данко, не нужны обществу? К сожалению, Горький оставляет этот вопрос открытым, предоставляя возможность читателю домыслить ответ самостоятельно. Но на вопрос о том, стоила ли свобода толпы жизни такого выдающегося человека, как Данко, история дает свой ответ.

Идея жертвенного служения людям сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль. 

    После рассмотрения образов Ларры и Данко становится ясно, насколько они противоположны: один – гордый и эгоистичный, другой – бесстрашный и самоотверженный.

Интересно, как общество относится к ним? Люди отвергают Ларру, он проклят ими, ведь он добивался свободы духа, всеобщего признания только для себя.

Но эти же люди отвергают и Данко! Ведь юноша жертвует собой ради «свободы» окружающих, а не для себя, стремится привести их к лучшей жизни! И Ларра, и Данко как бы подведены под одну черту: общество не признало ни одного, ни другого. 

    Я считаю, что Горький, противопоставляя таких разных героев, стремился найти ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы его приняло общество? Конечно, автор преувеличивает, наделяя своих героев либо только отрицательными качествами, либо только положительными, но ведь это — романтическое произведение. Цель достигнута: писатель обозначил проблему – человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас. 

    Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/starukha-izergil/2822-v-chem-smysl-protivopostavleniya-danko-i-larry-po-rasskazu-m-gorkogo-starukha-izergil

План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция". | Социальная сеть работников образования

Т.Н.Толмачева

  • учитель русского языка и литературы
  • МАОУ «СОШ №17»
  • г. Губкин

Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция.

Цели:

  1. Выявление художественной идеи легенд о Данко и Ларре, мифологических источников легенд, особенностей поэтики. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, учебником, таблицами и терминами.
  2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия    основной идеи произведения.
  3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, гуманистических взглядов и убеждений.

Задачи: 

  1. Продолжить знакомство с  творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения.
  1. Оборудование:
  2. Эпиграфы к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?»
  3. (Древняя мудрость)
  4. Ход урока
  1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд.  

 Тема урока: «Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция».  

С произведением М. Горького вы уже познакомились дома. Сегодня мы попытаемся разобраться в его особенностях. Давайте вместе обозначим задачи урока. 

Учитель.  Одним из важнейших вопросов в творчестве М. Горького является вопрос: «Что есть человек?» В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков.

На раннем этапе творчества Горького интересует не столько характер, личность, как проявление индивидуального в человеке, сколько некая универсальное понятие человеческой природы, познать которую стремится писатель.

Таким образом, свои первые произведения Горький создает как бы под знаком собирания  воистину человеческого.

Стремясь создавать жизненные ориентиры, Горький во многих ранних рассказах активно использует мифологические, в том числе библейские образы, мотивы, понятия.

Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель  и носитель романтической эстетики, а рассказ стал  шедевром раннего творчества писателя.  Проблемой нашего урока будет вопрос: «Что есть человек по Горькому?» 

Эпиграфом к нашему уроку, на мой взгляд, подойдут такие слова:  «Если только для себя, то зачем ты?» 

— Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизма, назовите его отличительные особенности.

  • Примечание:
  • Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале XIX века в Германии. Для романтизма  характерны особый интерес
  • к личности, её отношение к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального, «двоемирие». [5]  
  • — Назовите отличительные  черты романтизма в рассказе.

II. Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы.

1. Какова композиция рассказа? (Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль», «Легенда о Данко». Все три части объединены  общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).

2. Какой приём лежит в основе построения рассказа? (Приём антитезы: легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры).

3. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра – личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: «ловок», «хищен», «жесток», «эгоистичен».)

4. Анализ легенды о Ларре

  • Кто является главным героем первой легенды?
  • Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?
  • Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле)
  • Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм, себялюбие)
  • Чем отличается гордость от гордыни?
  1. Примечание:
  2. Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
  3. Гордыня – непомерная гордость, чрезмерное высокое мнение о себе. [3:138]
  • Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры. 
  • К чему приводит эгоизм героя? (к преступлению)
  1. Работа в группах. Инсценировка эпизода «Суд над Ларрой» и его анализ.
Читайте также:  Сочинение по картине бахчисарайский фонтан брюллова

Ребята, а сейчас мы посмотрим сцену суда над Ларрой, которую подготовила 1-я творческая группа. Это было их домашним заданием.

  • Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).
  • Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?
  • А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания. В этом нам помогут текстологи, готовившие это задание дома. (…Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…) [3:35]
  • Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода? (Да, это страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили  Лару того, ради чего, по его мнению, стоило жить – права жить по собственному закону.)
  • Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).
  • Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из известных героев  был подвержен подобному наказанию? Мы обратимся за помощью к мифологам из 3-ей творческой группы.

Мифологи: Нам кажется, что такому же наказанию подвергается сын Адама и Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством.

 «И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.» [1:I,4]

  • На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же является выразителем идеалистического представления о человеке?  

6. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко. И снова обратимся к мифологам.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско.

Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.

И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14] 

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны.

За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле.

Но в это время вождь их Моисей умер.[ 1:II,3–18]

б) Какие фрагменты легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию? Своими открытиями с нами поделятся ребята из группы исследователей, которые готовили ответ дома.  

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

  • Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)
  • Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)
  • Как складываются отношения между Данко и толпой? Обратимся снова к текстологам.

Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». [2:46].  Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» [2:46], так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко.

«Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло».

 [2:47]  Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

  • Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

7. Самостоятельная работа. Учащиеся сопоставляют образы Данко и Ларры, заполняя графы таблицы. По окончании работы – самопроверка  таблицы. (Примерный вариант проецируется на экран).

Таблица

Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького
Критерии Данко Ларра
1) Отношениек людям «Он любил людей и думал, что…без него они погибнут» [2:47]  Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого») 
2) Толпа — герой «Дружно  пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…» [2:46]   Открытое противостояние («А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…»)  
3) Отличительная черта характера Альтруизм  Чрезмерная гордость, полная свобода действий 
4) Отношение      к жизни Кто ничего  не делает, с тем ничего не станется. «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.» [2:35] 
5) Легенда и современность Что имеется ввиду? Актуальность образа?
6) Поступки, совершаемые героями Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…») Преступление, убийство той, что отвергла сына орла 
7) Авторская оценка героев  «гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко. «Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет  ему места среди людей.» [2:35] 
  • Вернемся к проблемному вопросу урока:  «Что есть человек по Горькому?»
  • А как вы понимаете слова эпиграфа к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?» 

8. Рефлексия

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?»

ЛИТЕРАТУРА

  1. Библия. – М.: Российское Библейское Общество, 1992.
  2. Горький, М. Избранные сочинения. – М.: «Художественная литература»,  1986.
  3. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.
  4. Соловьева, Ф.Е. Уроки литературы. – М.: «Русское слово», 2011. 
  5. slovar.lib.ru

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/10/19/urok-po-literature-v-7-klasse-legendy-o-larre-i-danko-iz

Сочинение: Образ Данко в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький) | Литрекон

(405 слов) В рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький рассуждает на тему свободы. Он пытается вывести цель человеческого существования, понять, как человек обретает счастье и независимость.

Для этого он использует три кардинально разных образа: гордый сын орла Ларра, чьё стремление к вседозволенности перерастает в эгоизм, одиночество и безумие, сама старуха Изергиль, чья тяга к любви обрекла её на тяжёлую жизнь и одинокую старость, и самоотверженный Данко, являющийся фаворитом писателя.

В легенде, посвящённой этому герою, нам рассказывают о павших духом людях, изгнанных врагами умирать в дремучий лес, куда не проникает свет солнца.

Несчастные примирились со своей судьбой и приготовились к неизбежной смерти, однако Данко, не побоявшись ответственности, повёл их за собой, чтобы найти выход.

Помимо обозначения черты характера, которую так ценит Горький — непреклонность, стремление бороться с обстоятельствами, этот поступок проводит черту между Данко и Ларрой, который презирал людей и никогда не хотел брать на себя ответственность, и Изергиль, которая готова была снизойти до простых людей только из-за сильнейшего чувства любви, зачастую, ошибочного. Горький отрицает любое стремление уйти от человеческих страданий: тот, кто отворачивается от других, рано или поздно останется в полном одиночестве.

Однако писатель не питал никаких иллюзий насчет самых низких пороков людей. Они слепо переложили всю ответственность на Данко. Но, когда первоначальный восторг сменился на усталость и недоверие, те же самые персонажи обвинили лидера в своей гибели и захотели убить его.

Именно в этом писатель видит трагедию сильной личности, ведь те, ради кого она живёт, зачастую недостойны никаких жертв. Однако его идеальный герой остаётся таким же непреклонным. Совершив финальный акт самопожертвования, вырвав из своей груди пылающее сердце, он смог спасти соплеменников и вывел их из леса.

Умерший со спокойной душой и чувством выполненного долга Данко не узнал о том, что соплеменники бросили непогребённое тело своего героя гнить к темноте, а его пылающее сердце раздавили ногами.

Действуя от противного, показывая нам невежественность и низость человечества, которое бросило собственного спасителя, Горький доказывает, что именно в этом служении, пусть и тем, кто несравненно ниже тебя, кроется предназначение настоящего свободного человека.

В отличие от Изергиль и Ларры, которые потратили свою свободу на удовлетворение низких потребностей, а жизнь — на самодовольный эгоизм, Данко, с одной стороны, умер таким же одиноким и покинутым, но, с другой, невероятно счастливым и удовлетворённым.

Мораль, которую Горький хотел донести до читателей с помощью образа Данко, такова: истинная свобода кроется в бескорыстной добродетели, которая требует от человека бескорыстного служения людям. Этот герой – символ, а не человек, и его назначение в том, чтобы продемонстрировать идею, а не реальную жизнь.

Многомудрый Литрекон желает Вам успеха в изучении литературы и просит сообщать о наличии недоработок в его материалах)

Михаил Щепин

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-danko-v-rasskaze-staruha-izergil/

Сочинение по Рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль»

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А.П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим про­изведением.

Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика.

Такая манера но­сит название «сказовой» и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий.

В самом начале произведения рисуется романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.

Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего мира. Все вокруг напоминает сказку.

Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Это легенда о Ларре и легенда о Данко.

Ларра — сказочный юноша, рожденный от земной жен­щины и орла. Он отличается от обычных людей тем, что «гла­за его были холодны и горды, как у царя птиц». Он отказался повиноваться старейшинам в племени.

Мотив трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: «Луна взошла.

Ее диск был велик, кроваво-красен, она каза­лась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ларру изгнали из людского племени за гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.

За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добро­вольно обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бес­смертием, и он сам устал от своего одиночества: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех лю­дей мира».

Вторая легенда посвящена Данко — человеку, который вывел людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел собственного сердца и вырвал его из груди.

Художественное пространство в рассказе преображается по законам жанра сказки: «И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чисто­го воздуха, промытого дождем».

Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он вы­полнил свое заветное желание — спас людей ценой собствен­ной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры — крайности.

Не случайно именно ме­жду этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время.

Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не встречалась с теми, кого любила.

Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла мудрость.

Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы жить — надо уметь что-нибудь делать», «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть ме­сто подвигам», «Каждый сам себе судьба!». С болью в сердце осознает Изергиль свою старость.

Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она, что на свете стало все меньше красивых и сильных людей.

Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в нача­ле, а грустный и пустынный: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально». Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм поочередно брали верх в ее судьбе.

В одном произведении писатель сопрягает реалистиче­скую и романтическую манеры повествования. Рассказ акку­мулирует горьковские представления о скоротечности челове­ческой жизни, раздумья о смысле бытия и красоте этого мира.

На этой странице искали :

  • сочинение на тему в чём красота подвига данко
  • максим горький старуха изергиль сочинение
  • сочинение в чем красота подвига данко
  • сочинение по рассказу м горького старуха изергиль
  • сочинение по рассказу Детство Максим горький

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-rasskazu-maksima-gorkogo-staruxa-izergil.html

Ссылка на основную публикацию